џндекс.Џогода

Проектно-исследовательская деятельность как метод развития одаренности учащихся


p25_mainppic.jpgВыявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал района, области, государства.


Таким образом, необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей при сохранении высокого уровня универсального образования.

 

Условиями успешной работы с одаренными учениками нашей школы педагогический коллектив считает следующие: 

 

-осознание важности этой работы каждым членом коллектива, и в связи с этим усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению; 

 

-признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

 

Педагогический коллектив считает, что одной из эффективных форм работы с одаренными детьми является организация проектно-исследовательской деятельности.

 

Педагогический труд требует высокого уровня профессиональной и общей культуры, разносторонней подготовки. Именно от инициативности учителя, от его желания и умения думать, заниматься исследовательской деятельностью, творчеством зависит успех реализации в школьной практике прогрессивных теорий, идей и концепций.

 

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования. ( Проблема—цель—задачи—методы—результат.)

 

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать  ребенку  учиться, направлять его познавательную деятельность.

 

Проектно-исследовательская деятельность организована в нашей школе в рамках интеграции общего и дополнительного образования.

 

При организации данного вида деятельности разрабатываются различные виды проектов, например, учебные, информационные, исследовательские и другие. Первоначально учащиеся занимаются разработкой информационных проектов, которые направлены на изучение информации о каком-либо объекте, явлении. Деятельность их заключается в анализе информации, полученной из различных источников, ее обобщении. На уроках, работая в группах, создаются учебные проекты, в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы. Нередко при изучении какой-либо темы на уроке появляются проблемные вопросы, и учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, настолько увлекаются этой проблемой, что это позволяет им переходить к выполнениям индивидуальных  проектов, которые носят исследовательский характер.

 

Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы.

 

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающихся в  школе выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

 

При организации данной работы в начальной школе учителями начальных классов учитываются возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.


Проектной деятельностью учителя начальных классов занимаются на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологи и во внеклассной работе.  Длительность выполнения проекта или исследования ограничивается 1-2 неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.

 

Для учащихся 5-9 классов в соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная или исследовательская деятельность организовывается как в индивидуальных, так и в  групповых формах. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной,  внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальном, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат становится социально и практически значимым.


Проектные работы учащихся на Республиканском и муниципальном уровне занимают призовые места.

 

Защита индивидуальных или групповых проектов осуществляется в ходе научно - практических конференций различного уровня. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в школьной конференции, выступают со своими проектами на районных научно - практических конференциях, региональных конференциях, где занимают призовые места.

 

Организация проектно-исследовательской деятельности у наших учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ проектно – исследовательских работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач.


Сформированность у школьников исследовательских умений позволяет существенно повысить инициативу и активность учащихся в жизни школы, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию. 

 

Организации проектно-исследовательской деятельности в школе уделяется большое внимание. Вопросы по данной проблеме освещаются на педагогическом совете, методическом совете, школьных МО, мастер - классах. Опытом работы по проблеме организации проектно-исследовательской деятельности педагоги обмениваются через участие в региональных научно-исследовательских конференциях.