џндекс.Џогода

Фонетический дневник
Рисунок1.png
         

  Ижболдина Нина Ивановна

          Учитель - логопед

образование высшее

      педагогический стаж  24 года

       1 квалификационная категория 


23f5235876a41320602299a64f9b4581.gifЛогопедическая деятельность >>>                             

 

   

Фонетический дневник

Фонетический дневник

Фонетический дневник как средство закрепления произносительных навыков.

Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации поставленных звуков  у детей с речевыми недостатками остается актуальным.
   Наиболее высокий уровень закрепления навыков произношения обеспечивает организация работы с привлечением родителей и использованием для домашних заданий фонетического дневника.
Разработаны различные формы работы с родителями:
- знакомство родителей с результатами обследования звукопроизношения;
- знакомство родителей с требованиями по выполнению домашних заданий;
- индивидуальные консультации логопеда;
- открытые индивидуальные занятия для родителей;
- выступления логопеда на родительских собраниях;
- анкетирование родителей;
- задания логопеда родителям (записи в фонетическом дневнике).
   Фонетический дневник представляет собой обычную тетрадь, становящуюся впоследствии наглядным пособием для обучения ребенка правильной речи.
  Использование такого дневника и привлечение родителей к логопедической работе посредством записей в нем позволяют:
- родителям составить представление о занятиях;
- создать с помощью ребенка элементарное наглядное пособие для обучения;
- систематизировать материал по изучаемой теме (символы звуков, опорные записи об их артикуляции, схематические рисунки, речевой материал);
- повысить интерес у ребенка к логопедическим занятиям вообще и к домашним заданиям в частности;
-увеличить время и частоту речевых упражнений за счет  домашних занятий, добиться более быстрого и устойчивого результата.
  В дневнике дается краткое понятное, доступное для неспециалиста описание артикуляции звуков; записываются или зарисовываются подготовительные упражнения для губ, языка, развития голоса, дыхания, мелкой моторики пальцев рук, речевого слуха; схематически зарисовываются символы звуков и картинки для называния, раскрашивания и запоминания; записывается речевой материал для заучивания. Этот материал дается с последовательным усложнением, в соответствии с позиционным положением звука.
  Детям нравится, когда в их тетради появляются новые картинки, многие с удовольствием их раскрашивают, подбирая нужный цвет.
Рисунок создается на глазах у ребенка с одновременным проговариванием и комментированием. Такой прием способствует развитию внимания, памяти, воображения; пополняет словарный запас, развивает мелкую моторику пальцев рук, повышает интерес к учебной деятельности.
     Домашние задания предварительно отрабатываются на индивидуальных занятиях с логопедом, а на следующих проверяются и оцениваются. Дети и их родители знают, что если оценки нет, значит нужно еще потренироваться в произношении данного материала; если оценка стоит, значит, материал усвоен. Задание считается усвоенным тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки и поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук; назвать картинки; без ошибок повторить предложения, чистоговорки, стихи; старается не пропускать поставленный звук в самостоятельной речи.
   Ребята радуются каждой полученной пятерке.
   Такая форма организации работы дает родителям возможность понять возникающие у ребенка трудности и требует отработки или уточнения, повторения. Родители отмечают удобство, доступность, наглядность, последовательность, систематичность, индивидуальность для каждого ребенка таких записей.
  На каждом этапе работы над звуками рекомендованы различные виды работ.

     Подготовительный этап:
- артикуляционная гимнастика с зарисовкой или показом на кистях рук движений губ и языка;
- дыхательная гимнастика с зарисовкой или показом схемы на дифференциацию ротового и носового выдоха, использование речевых игр на дутье с зарисовкой опорных рисунков;
- голосовые упражнения с зарисовкой схем на изменение силы и высоты голоса, длительности звучания; пение слогов с хорошей артикуляцией гласных звуков и наращиванием количества слогов;
- упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук с зарисовкой картинок, проговариванием стихов совместно с логопедом, отраженно, самостоятельно;
- определение на слух наличие заданного звука, места  его в слогах, словах с помощью цветных сигнальных кружков, знаков- символов, графических изображений.

   Этап постановки звука:
- зарисовка знаков символов разных «песенок»: с- водички, з - комара, ц - птички-синички, ш – змеи,  ж – жука, щ – проколотой шины, ч – поезда, р – машины;
- использование краткой записи об артикуляции звука (губы, язык, воздушная струя);
- многократное повторение названного звука в играх (пароход, самолет, жучки), с движениями фонетической ритмики, пальцев рук (например, соединяя колечки), тактильно – вибрационным контролем, показывая или раскрашивая элементы одного рисунка(например, кружков, из которых состоит гусеница) или множества одинаковых рисунков (например, целый ряд цветов).

    Этап автоматизации звука:
- повторение слогов по подражанию, раскрашивая  или показывая картинки;
- называние или раскрашивание картинок, определение количества слогов, запоминание;
- показ и называние картинок с заданной позицией звука;
-называние слов по памяти с заданным звуком, заданной позицией звука4
- составление предложений с данными словами;
- разучивание чистоговорок: их дополнение (ра – ра – ра – высокая гора); работа над ритмом (дирижировать, отстукивать, отхлопывать), над темпом (произносить медленно, быстро), над силой голоса (говорить тихо, громко, умеренно, шепотом); заучивание наизусть;
- разучивание стихотворений: ответы на вопросы по содержанию, работа над словесным и логическим ударением, паузами, интонацией, выразительным чтением стихотворения;
- описание предмета;
- составление рассказа с данными словами или на заданную тему.

    Этап дифференциации звука:
- различение на слух оппозиционных звуков в слогах, в словах, с показом картинок – символов;
- повторение серии слогов (па- ба- па);
- называние картинок парами (почка – бочка);сравнение значений схожих слов, составление предложений с ними;
- заучивание наизусть скороговорок и стихов.
При использовании фонетического дневника и помощи родителей закрепление произносительных навыков протекает более продуктивно.
Фонетический дневник стимулирует родителей для своевременного и качественного выполнения домашних  заданий с детьми. А хорошие оценки поднимают настроение у ребенка, вызывают желание заниматься.



  

Возврат к списку