џндекс.Џогода

Психология старшеклассника



Уважаемые родители, здравствуйте!

Обязательно посетите страничку "Общие рекомендации" там Вы найдете много нового и интересного!!!


Психология старшеклассника

Чайка Р.П. канд. психол. наук

Хотя все старшеклассники сталкиваются с одними и теми же проблемами, взрослеют они по-разному. Действует закон неравномерности развития и созревания.

Причинами этой неравномерности являются, во-первых, различный темп созревания, поэтому ровесники могут находиться на разных этапах развития; во-вторых, неравномерность физического, полового, интеллектуального, социального и нравственного созревания одного и того же индивида.

В зависимости от индивидуально- типологических особенностей существуют разные типы развития.

Бурный и кризисный. Сопровождается поведенческими и эмоциональными трудностями, конфликтами с окружающими и с самим собой.

Плавный и постепенный, но пассивный. Романтические порывы не свойственны этим подросткам. Они доставляют мало хлопот, но формирование у них самостоятельности затруднено в силу выраженной склонности к подчинению.

Скачкообразный. Эти юноши рано определяют цели, у них высокий уровень самоконтроля и потребности в достижении. Но при этом у них слабо развита эмоциональная жизнь.

Определив тип развития старшеклассника, зная слабые и сильные стороны каждого типа, педагог может конструктивно выстраивать отношения с ним. Важно иметь в виду, что речь идет не просто о возрастных особенностях, а о половозрастных.

Физическое развитие

У современного человека физическое развитие, как правило, завершается в ранней юности, в то время как еще в 19 веке люди росли до 20 – 25 лет. Сейчас мужчины перестают расти к 18-19 годам, женщины - к 16-17, причем это не влияет на абсолютные значения роста. Например, в Москве рост 13-15-летнего мальчика на 12-14 см больше, чем у его сверстника в 20-е годы. Вес увеличивается за счет роста мускульной силы, особенно у мужчин.  

Большинство молодых людей к этому времени достигает половой зрелости. Завершается созревание различных систем организма и устраняется диспропорция, вызванная неравномерностью созревания. Важнейшие социальные потребности  

Развитие личности – процесс двуединый, включающий в себя уподобление другим в общении и, с другой стороны, отличие себя от других в процессе уединения.

Потребность в общении становится ведущей в этом возрасте.

  • Причины этого в том, что физическое и умственное развитие приводит к расширению интересов, в том числе и интереса к миру;
  • растет потребность в деятельности, которая находит удовлетворение в общении;
  • ощущается потребность быть принятым другими людьми;
  • эффективное решение проблем самосознания, самоопределения и самоутверждения невозможно вне общения.

Общение в этом возрасте характеризуется следующими особенностями: активностью, особой доверительностью, интенсивностью, исповедальностью.

Потребность в обособлении

  • выполняет разнообразные функции: познание богатств культуры;
  • познать себя можно в общении, а разобраться в себе – в уединении;
  • если взрослые в уединении сбрасывают груз тех ролей, которые они выполняют в жизни, то юноши проигрывают роли, недоступные им.  

Потребность в достижении формируется в детстве и реализуется в разных сферах. Половозрастные особенности всегда тесно переплетаются с личностными. Для юношеского возраста важны процессы развития самосознания и формирования саморегуляции Образа-Я. Социально-психологическое и личностное самоопределение завершается в 18 – 21 год. Межличностные отношения еще неглубоки, моральное сознание еще не выходит за рамки обыденных представлений.

Важно понимать, что никаких жестких возрастных норм не существует.

Одни и те же личностные особенности у одного старшеклассника являются временными, у другого – индивидуально-личностными. В этом возрасте продолжается развитие интересов и предпочтений видов деятельности с ориентацией на определенный тип профессий. Отмечается разнообразие мотиваций для развития в этом возрасте: одними движет потребность достижения, самопроверки; другими - желание приносить пользу; третьими – потребность в одобрении либо уход от конфликтов.

Юность – завершающий этап первичной социализации

Это ставит перед школой 3 задачи:

Подготовка к труду;

Подготовка к семье (браку);

Подготовка к выполнению гражданских обязанностей.

Конечный воспитательный эффект зависит от согласованной деятельности разных институтов: родительской семьи;

школы;

неформального общества сверстников;  

СМИ.

Центральным психологическим процессом юношеского возраста является развитие самосознания,

что требует от взрослых (и педагогов, и родителей) большой гибкости, такта, понимания, готовности принимать всерьез личность старшеклассника. К сожалению не все взрослые учитывают это. Ожидая самостоятельности от старшеклассника, как школа, так и семья предоставляют мало возможностей для этого. Каждый старшеклассник представляет собой противоречие между взрослостью и детскостью. Очень важно, на какую грань хотят опереться воспитатели. Чаще и учителя, и родители опираются на детское. Это воспитывает в детях пассивность, зависимость, иждивенческую и потребительскую позицию или бессмысленный анархический негативизм. Воспитание – это прежде всего формирование системы потребностей человека, а не системы знаний.


Возврат к списку