џндекс.Џогода

Воля - особая внутренняя сила человека . Слабоволие и безволие - внутренняя слабость человека. Воля, служащая добру и злу, возвышенному и низменному


                                Ребенок – это личность, во многом превосходящая взрослого.                                                                      Процесс взросления – это, скорее, раскрытие имеющегося потенциа,                                   нежели его накапливание путем опыта и знаний. 


6d93b207b90a860b36f171fa1e8ec40f.jpegАндрианов М. А   Философия для детей  (в сказках и рассказах)  пособие по воспитанию в семье и школе>>> читать 

  



Воля - особая внутренняя сила человека . Слабоволие и безволие - внутренняя слабость человека.  Воля, служащая добру и злу, возвышенному и низменному

Воля - особая внутренняя сила человека . Слабоволие и безволие - внутренняя слабость человека. Воля, служащая добру и злу, возвышенному и низменному

ВОЛЯ – ОСОБАЯ ВНУТРЕННЯЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКА

Воля – это внутренняя невидимая сила, с помощью которой человек умеет достигать (цели) и получать то, чего он хочет. Когда, чего-то желая, человек умеет заставить себя сделать что–то трудное, тогда говорят, что у него есть сила воли (сильная воля).

 Для чего нужна воля человеку?

С помощью сильной воли человек может много и подолгу без устали работать и учиться, чтобы получить нужное (достичь желаемого). Имея волю, человек целеустремленно добивается задуманного и легко преодолевает (побеждает) трудности.

Воля помогает человеку владеть и управлять собой и своими действиями.

Проглотить горькое лекарство, прочитать книгу, собрать разбросанные игрушки, заставить себя сесть и сделать, не вставая, все уроки – для всего нужна воля.  

Воля закаляется лишь в делах и труде, растет с преодолением трудностей.

Воля без дел и труда (не подкрепленная делами) не растет и не усиливается Одни желания и слова, без труда и усилий, не могут закалить волю. Чем чаще вы заставляете себя делать трудное и неприятное, но нужное, тем сильнее становится ваша воля.  

Направленность воли на добро и на зло.

Если свою силу воли человек применяет в добрых целях, то и воля становится доброй. А если воля направлена человеком на исполнение плохого желания, то она становится злой.

Мальчик целый час упорно стреляет из рогатки, желая попасть в гнездо на дереве. Он собрал всю силу воли, для того чтобы исполнилось его плохое желание, а значит, его воля, которая помогает ему действовать долго не уставая и терпеливо ждет попадания, – злая.

У разных людей сила воли разная.  

У кого-то хватит воли, чтобы три часа подряд сидеть и делать уроки без перерыва, а кто-то и пяти минут не может выдержать, подскакивает и начинает играть или заниматься чем-нибудь приятным. Один может собрать всю волю и сам помазать йодом свою рану, а другой даже не может найти в себе силы воли, чтобы утром умыться холодной водой.

Чтобы стать сильным человеком, тоже нужна воля. Гимнастику делают все, но один может заставить себя делать помногу упражнений каждый день в течение нескольких лет, а другой быстро устает и через несколько дней бросает заниматься

Дополнительно: для возбуждения воли в первую очередь нужно умело мотивировать цели и задачи, чтобы желание стало осознанным и окрасилось мысленным творчеством. В дальнейшем сила воли растет, опираясь на собранное, сосредоточенное на горячем желании мышление, воодушевленное верой в себя и в конечный успех задуманного. Значительную роль в устойчивом действии воли играет воображение.

Как некоторые лилипуты гномами стали

Иногда в глухих непроходимых лесах, вдалеке от дорог, куда не хаживала нога человека, до сих пор встречаются маленькие гномы, которые умеют творить чудеса. Они могут и летать, и проваливаться сквозь землю, становиться невидимыми и неожиданно появляться в разных местах. Но речь в этой сказке пойдет не о чудесах, а о том, как гномы смогли стать могущественнее и мудрее человека, и о том, как они научились волшебству, которое не под силу обыкновенным людям. Раньше гномы были просто лилипутами, маленькими человечками в зеленоватой одежде и ростом со спичку, которых в траве не сразу-то и заметишь. Некоторые люди, заходившие далеко в лес, принимали их в траве за обыкновенных зеленых кузнечиков и потому даже не старались присмотреться и разглядеть лилипутов поближе. Уж слишком тяжело и сложно было жить лилипутам в лесу, много трудностей и неприятностей приходилось постоянно встречать им в жизни. Это человек шагом переступает через сто травинок, а лилипутикам приходилось каждую травинку обходить, через каждый сучок или веточку, как через толстое бревно, перебираться. Человеку что комар? Раз, и прихлопнул. А каждому лилипуту приходилось всюду с собой носить тяжелую елочную иголку, чтобы в случае опасности отмахиваться ею от комаров, которые для лилипута больше были похожи на жужжащих орлов. А дождь? Вы когда-нибудь были под дождем, где каждая капля ве­личиной с ведро? Нет? А для лилипутов каждая капля была, как ведро воды. Если такая капля на голову с неба упадет, то мало не покажется. Еще лилипутам было трудно еду себе добывать. Человек взял, да и сорвал яблоко с дерева, а лилипутам за яблоком целую неделю приходилось с пилой лезть, по дороге на ветках ночевать и шалаши из листьев строить. Да при этом еще и муравей или жук какой-нибудь мог неожиданно подскочить, одежду порвать или ботинок стащить. Поняли вы теперь, как несладко и тяжело лилипутам жилось? Но ко всему этому и еще ко многому другому они давно привыкли. Только к одному они никак не могли привыкнуть. К тому, что звери и птицы, бегая по лесу, совсем не замечали лилипутов и могли в любой момент каждого их них задавить и жизни лишить. Вам приходилось гулять среди пробегающего стада слонов? Неужели не приходилось? Ну, тогда, значит, вы никогда не поймете, каково было лилипутам каждый день в их родном лесу среди огромных птиц и зверей. В конце концов надоело лилипутам так жить. Поняли они, что для того, чтобы выжить среди огромных животных, им нужно научиться мудрым знаниям и какому-нибудь волшебству. Долго они молились солнцу и просили звезды. И вот однажды на далекой фиолетовой звезде услышали их молитвы, и вскоре к ним со звезды прилетела гостья – маленькая фея с фиолетовыми крылышками. Фея знала много такого, чего не только лилипуты, но и люди представить себе не могут. Она могла становиться невидимой, летать сквозь деревья и землю, мгновенно появляться в разных местах и управлять своими мыслями, управлять любыми животными. Много еще всяких чудес умела делать фея, и по просьбе лилипутов она решила их научить мудрым знаниям и немного волшебству. Вначале все лилипуты радовались, ведь они все до единого хотели научиться волшебству. Оказалось, что волшебству, как и всему другому на свете, надо долго учиться, ведь как только дело дошло до трудной и долгой учебы, многие лилипуты разочаровались и испугались. Каждый день с утра и до позднего вечера надо было читать умные книги, слушать уроки феи и подолгу тренироваться, делая тяжелые упражнения. Те лилипуты, у которых не было силы воли, и которые не могли зас­тавить себя сделать трудное и скучное, очень быстро перестали учиться. Им нравилось только играть и гулять, нравилось то, что было приятным и нетрудным. Через месяц у феи осталось очень мало учеников, но зато у них была сильная воля. Они были упорные в тренировках, настойчивые в учебе и решительно хотели овладеть знаниями и чудесами. И вот прошло десять лет постоянной каждодневной учебы. Все ученики феи, у которых хватило силы воли доучиться до конца, стали тоже волшебниками и стали называться гномами. Давно уже фея покинула землю, улетев к себе на фиолетовую звезду. В лесу вы теперь уже нигде не отыщите лилипутов, они не сумели выжить, их просто не стало. Но зато в глухих безлюдных местах вы можете иногда встретить волшебников-гномов, которые спаслись от смерти благодаря своей сильной воле и огромному желанию одолеть трудную науку волшебства.

[?]

– Почему лилипуты не дожили до наших дней? (У них не было силы воли, чтобы учиться и одолеть трудную науку волшебства).

– Если воля очень маленькая, то на что ее хватает? (Заниматься только приятным и легким).

– Благодаря чему гномы доучились, стали волшебниками и выжили?

– А у вас внутри воля сильная или слабая, можете ли вы делать что-то трудное или неприятное?

Например, убирать за собой игрушки, сделать лишние незаданные уроки, вместо игр во дворе почитать книгу?


Медведь-шатун 

Время от времени некоторые медведи теряют свою волю, и тогда их называют шатунами, потому что они одиноко и бестолково шатаются по лесу и боятся даже самым легким делом заняться. Вот и у того Медведя, о котором вы сейчас узнаете, тоже совсем неожиданно где-то потерялась воля. То ли он ее на пне оставил, то ли выронил ее где-то по дороге, а может быть, и вовсе проспал он ее во время зимней спячки. В общем, оказался Медведь этот совсем без воли и стал шатуном. – Ну и что тут особенного, что воля потерялась, я и без воли прекрасно прожить смогу, – хвастливо заявлял шатун своим собратьям-медведям. И действительно, поначалу вроде бы ничего особенного не произошло. Медведь с виду остался самым обыкновенным и ничуть не изменился. Но вот наступило лето, все медведи стали подыматься за ягодами в горы. Медведь-шатун, как и все остальные, тоже полез, но как только чуть-чуть устал, сразу же обратно спустился и решил в горы не лезть, а просто так в лесу пошататься без дела. Все медведи своей волей преодолевают трудную дорогу в горы, а безвольному шатуну это не под силу. Вернулись медведи с гор сытые, упитанные и тут же стали по деревьям карабкаться, да мед диких пчел искать и собирать. Медведь-шатун тоже, как и все, за медом отправился, но как только услышал жужжание пчел, вспомнил об опасностях и неприятностях и не нашел в себе ни сил, ни воли продолжать начатое дело. Бросил он мед искать и опять стал от нечего делать шататься по лесу. Подкрепившись медом, стали все медведи в реке рыбу ловить, а шатуну опять воли не хватает. Не может заставить он себя в холодную воду зайти, чтобы рыбы нахватать. Всю осень до самой зимы медведи охотились, а у шатуна половина добычи убегала. Не было у него воли, чтобы заставить себя охотиться долго. Станет он добычу догонять, чуть выдохнется и тут же скорее садится передохнуть. Вот уже зима на носу, располневшие, сытые медведи берлоги себе ищут и обустраивают, а Медведю и это дело трудным кажется. До самого первого снега шатался Медведь по лесу. Не известно, как перезимовал Медведь зиму. Где он спал? Что ел? Никто этого так и не узнал. Где его воля тоже не было известно, пока в лесу не объявилась одна удивительно работящая Мышь, которая неизвестно откуда находила в себе силы работать, как целых сто мышей. К зиме она построила себе под землей огромную нору размером с берлогу и натаскала туда столько зерен, что даже медведю на целую зиму хватило бы. – И откуда у нее столько воли, чтобы заставить себя так долго и много, не переставая, работать, – думали да гадали остальные мыши. Да так и не могли они узнать, в чем секрет самой обыкновенной маленькой Мышки.

[?] – В чем секрет маленькой Мыши, которая так много могла работать?

– Каким бывает человек со слабой волей? (Не может работать, боится трудностей, ленится)

– Может ли волю заменить ум или большая доброта? (Нет)


Много или мало  

– Надоело учиться, – сказал Петя маме, придя из школы в плохом настроении. Он скинул свой ранец на пол и грустный сел на диван. – Что-нибудь в школе случилось? – спросила Петю мама. – Каждый день одно и то же. Эти цифры и буквы уже в глазах мерещатся. Скоро уже по ночам сниться будут. – Неужели так трудно учиться? – Сегодня опять не погуляю, – сказал Петя чуть не плача. – Опять кучу домашних заданий задали, до ночи придется сидеть. Только Петя пообедал и сел за математику, как раздался звонок в дверь. Это пришел Леша, Петин одноклассник, и стал спрашивать, выйдет ли Петя гулять. – Нет, – говорит мама, – ему сегодня много домашнего задания задали. – Как это много, – удивился Леша, – нам сегодня мало задали, я уже все уроки сделал. – Тебе, может быть, и мало задали, а вот Пете, наверное, ваша учительница всегда много задает. Леша ушел, а через полчаса опять кто-то в дверь позвонил. Пришли Ростик и Андрей, тоже одноклассники Пети. – А можно к Пете в гости? – спросили они Петину маму. – Нет, нельзя, Пете сегодня много уроков на дом задали, он еще не все сделал. – Как это много, – ребята удивленно переглянулись между собой, – наоборот, нам мало задали, мы уже давным-давно все сделали. – Вот странно, как это мало, – сказал Петя выйдя из комнаты в коридор, – почему это вам мало учительница наша задает, а мне каждый раз помногу? – А может быть, ты что-то напутал в классе и неправильно записал домашнее задание? Ребята втроем стали проверять Петин дневник, и оказалось, что Петя все записал правильно, и ему задали ровно столько, сколько и всем остальным. Когда ребята ушли, Петя почесал затылок и задумчиво произнес: – Вот непонятная задачка получается, ничего не понимаю. Как это они все уже успели сделать, а я до ночи с уроками мучаюсь. – Зато мне все стало ясно и понятно, – сказала мама. – Твои друзья собрали всю свою волю, сели за уроки и, не отвлекаясь на всякую ерунду, быстро их сделали. Поэтому и кажется им, что мало на дом задают. А ты то подскакиваешь, то машинку под столом катаешь, то отдых через каждые пять минут, вот и дотягиваешь уроки до самой ночи. – А у меня так не получается, – сказал Петя, – я не могу делать уроки, не отвлекаясь и не вставая из-за стола. – Это потому, что у тебя воля слабая и нетренированная, только на всякую чепуху и игры ее хватает, а вот на учебу или что-то трудное ее у тебя мало. – Как это нетренированная, ее что, тренировать можно? – удивился Петя. – Конечно, волю тренируют, так же, как и мышцы на руках и ногах, но только потихоньку и понемногу, – ответила мама. – На что-то очень трудное у тебя воли сразу не хватит. Нужно по чуть-чуть каждый день заставлять себя делать все более и более трудные дела. Например, тебе задали три задачи, а ты взял и четвертую решил. – Так это же трудно, я тогда еще дольше уроки буду делать, – сказал Петя. – Но для начала ты можешь, делая уроки, постараться совсем не брать в руки игрушек, а уже потом, как в школе, целый урок выучить не вставая и без отдыха. После разговора с мамой Петя занялся тренировкой своей воли. Совсем не легким делом было от приятного отказываться и трудное делать. Тяжело Пете было поначалу, но вскоре ему стало казаться, что домашнего задания задают все меньше и меньше. Теперь уже Петя никогда не говорил, что ему много уроков задают, ведь он знал, что если кажется, что уроков много задают, то это значит, что воли в человеке мало.

[?] – Почему Петя считал, что учительница задает много домашнего задания?

– Можно ли тренировать волю и как это делается? (Постепенно делая что-то трудное и отказываясь от приятного)

– От чего часто зависит, много или мало вам задают уроков на дом?

– От чего одна и та же работа одному человеку кажется тяжелой и трудной, а другому не трудной и даже легкой? (От количества воли в человеке).


Как Жираф сам себя наказал

Вы и представить себе не можете, как много и усердно мог трудиться Жираф для самого себя. Для получения удовольствия он мог часами, не переставая, вытягивать шею и срывать верхние веточки с деревьев с самой сочной и чистой листвой. Что из этого вышло, вы все, конечно же, знаете. У него вытянулась длинная шея, которой Жираф очень любил похвастаться. Гордо выставляя ее всем напоказ, Жираф всюду ходил важно, с высоко поднятой головой и смотрел на всех сверху вниз. Он был уверен в том, что с такой шеей нигде не пропадет и всегда сможет достать еду там, где другим будет не под силу. Если говорить честно, то Жираф имел сильную волю и был трудолюбив. Но умел работать он помногу и без отдыха лишь тогда, когда знал, что за свой труд получит выгоду и вознаграждение. Но просто так, от чистого сердца, Жираф работать не хотел и не мог. Как только Жираф слышал просьбу или предложение сделать доброе дело бесплатно, желание работать у него сразу же пропадало, воля куда-то улетучивалась, и трудолюбивый Жираф вдруг оказывался лентяем. Даже просто помочь наклонить веточку какому-нибудь голодному зверьку ему казалось трудным делом. А когда один раз Еж попросил жирафа сорвать высоко растущее яблоко, он услышал грубый ответ: – У тебя у самого шея есть, вот и тяни ее, как я. А не можешь, тогда собирай гнилые яблоки прямо с земли или ешь пыльную траву. В общем, Жираф мало кому нравился. Да и как может нравиться тот, кто умеет работать лишь для самого себя, а для других пальцем боится пошевелить. Но Жирафа это отношение к нему зверей не интересовало. Желая жить еще лучше и ища себе самых вкусных листьев, он продолжал трудиться изо всех сил и благодаря своей развитой воле мог подолгу, не уставая, тянуть свою шею. И вдруг однажды в вытянутой шее Жирафа что-то хрустнуло, она, согнувшись, оказалась на земле. Никак Жирафу не удавалось поднять голову с земли и распрямить свою слишком длинную шею. После этого несчастья он мог ходить только задом наперед и есть одну лишь пыльную траву, потому что его шея и голова волочилась за ним по земле, словно толстый хвост. – Кто же это так наказал Жирафа, кто свернул ему шею? – думали и гадали все вокруг. А кто-то даже тихонько злорадствовал и про себя думал: – Так ему и надо. Так бы и жил Жираф, влача за собой свою голову, если бы не один случай. Однажды разбушевалась гроза. Невиданной силы ливень обрушился с неба, и вскоре повсюду на земле появились широкие потоки грязной дождевой воды. Вода все прибывала и прибывала, а ливень все не переставал. Звери, почуяв беду, стали спасаться. Ища возвышенных сухих мест, они все разбежались кто куда. И только один Жираф совсем не знал, куда ему идти, потому что не мог поднять голову из травы. Задом наперед он метался в разные стороны, но куда бы он ни пошел, кругом оказывалась вода, которая постепенно стала затоплять всю землю. Вскоре рот Жирафа оказался в воде, дышать носом ему было все труднее и труднее, он стал захлебываться. Кругом не было никого, кто мог бы ему помочь. – Так мне и надо, – с горечью думал Жираф, – Я сам виноват, что мне не помогли. Я тоже не помогал и всегда старался работать лишь для себя самого... И вдруг под своей шеей Жираф почувствовал что–то колючее, Это был Ежик. Он изо всех сил старался приподнять голову Жирафа над водой, пытался спасти его, но у него ничего не получалось. И тут совсем нечаянно Еж уколол Жирафа своими иголками. Тот вскрикнул от боли, дернул шеей, и в ней опять что–то хрустнуло. После этого Жираф с легкостью поднял свою голову и от радости даже подпрыгнул. Теперь он, как и раньше, мог запросто двигать и тянуть свою шею. Внизу под собой он увидел Ежика, который, стоя наполовину в грязной воде, тоже прыгал и радовался вместе с ним. Неожиданно что-то потеплело в груди у Жирафа, что-то проснулось в его сердце. Несмотря на то, что Ежик был очень колючий он посадил его к себе на шею, и они вместе отправились искать безопасное место. После того несчастного случая и пережитой опасности Жираф стал совсем другим. Теперь во время сильных дождей он не прячется, как все остальные, а ходит по воде и помогает всем, кто попал в беду. Словно кран, Жираф достает из воды тонущих зверьков и ловко подсаживает их высоко на деревья. А не бояться трудностей, храбро переносить дождь, ветер и страшные грозы ему помогает его сильная воля, которая изменилась и стала доброй и красивой. – Как невероятно быстро он изменился и стал добрым, – удивлялись звери, – неужели с Жирафом произошло какое-то чудо? Но Жираф знал, что никакого чуда не произошло. Просто, оказавшись в беде, он многому научился и понял красоту добра. А еще ему очень понравилось помогать другим. Спасая других, он получал огромное удовлетворение, особую радость и чувствовал себя по-настоящему счастливым.

[?]

– Кто наказал Жирафа, из-за чего он свернул шею? (Он сам из-за своего эгоизма и низшей сильной воли, которая служила его низким, эгоистичным желаниям).

– Благодаря чему Жираф так быстро изменился? (В беде, лишениях и испытаниях учатся лучше и быстрее, чем в радости, достатке и спокойствии)

– Что помогало Жирафу работать во время грозы и дождя? (Его сильная воля, которая служила добрым возвышенным желаниям)

– Что делает волю доброй или злой, низкой или возвышенной'' (Желания).

– Какие качества вы заметили у Жирафа в начале сказки? (Жадность, высокомерие, самоуверенность, хвастовство, грубость, безжалостность, корысть, эгоизм и эгоистичное трудолюбие).

– Какие качества вы заметили у Жирафа в конце сказки? (Самоотверженность, смелость, стойкость, бескорыстие, чувство ответственности за жизнь других).

– Похоже на правду то, что, помогая попавшим в беду, Жираф получал больше удовлетворения, радости и счастья, чем когда работал лишь для самого себя?

– Почему люди чаще работают для себя и за вознаграждение? (Низшую радость легче получить, чем высшую, спуск легче подъема, и люди часто ищут легкого).

[По сравнению с радостью высшего естества радость низшего естества иного качества, скоротечна, быстро пресыщает и обязательно сменяется равными по силе спадом настроения и подавленностью].  


Возврат к списку