џндекс.Џогода

«Как дела?»

  При анализе запросов родителей в ходе консультативной работы с семьями подростков была выявлена примечательная закономерность.

Многие родители жалуются на отсутствие в отношениях с подросшим ребенком теплоты, близости и желаемого уровня доверия.

Для восстановления отношений, вхожденияв контакт большинством родителей использовалась фраза «Как дела?», на которую следовала неадекватная, по мнению родителей, реакция: агрессия, игнорирование, формальный односложный ответ. Это позволило сформулировать гипотезу данного исследования: контактоустанавливающая фраза «Как дела?» многозначна, многофункциональна и адресант и адресат этого высказывания понимают ее по-разному.   

Отправной точкой исследования стал анализ слова «дело», эссе на тему «Что для меня значит, когда меня
спрашивают «Как дела?».
Контекстуальный анализ письменных работ учащихся позволил выделить несколько смыслов фразы.
1 Искренний интерес к собеседнику (совпадение со словарным толкованием).

«Этот вопрос звучит нечасто, но если мама так говорит, значит, у нее есть время поболтать
со мной как с подружкой».

2 Формальный интерес: каждый родитель должен общаться со своим ребенком, следовательно, по-
интересоваться делами, совершить акт общения. «Когда слышу этот вопрос, всегда отвечаю: «Нормально!» и
иду по своим делам». «Говорит так, когда больше не о чем спросить».

3 Контроль собеседника. В этой функции фраза «Как дела?» становится синонимичной фразе «Отчитайся!».
«Как дела? Значит — что ты сегодня получил?»

4 Фраза становится маркером неблагополучия. «Если меня спрашивают, как дела, значит, со мной визуально
что-то не в порядке».

5 Зачин неприятного разговора. «Значит сейчас будет разбор полетов». «Как дела?»

6 Как форма приветствия, которая не предполагает развернутого ответа.

7 Способ начать общение с незнакомым человеком в социальных сетях.

Для анализа смысла, вкладываемого родителями во фразу «Как дела?», был предпринят опрос на
родительских собраниях, семинарах для родителей и родительском форуме «Сибмама». Участникам
было предложено завершить предложение: «Когда я спрашиваю ребенка «Как дела?», я подразу-
меваю…»

Примечательно,
что родители видят в этой фразе преимущественно два смысла: искренний интерес и маркер неблагополучия.