џндекс.Џогода

Конспект урока по русскому языку "Третье склонение имен существительных" 4 класс (ЗПР)

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ СМОТРИ НИЖЕ

 3705922-arrow-down-icon-blue-.jpg

skola1.gif

1.gifПрограмма по ПДД

1.gif Портфолио ученика начальных классов

1.gif Примерная схема характеристики учащегося

1.gif Методические разработки открытых занятий  по технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)

1.gif  Диагностика уровня сформированности логического мышления детей младшего школьного возраста >>                                                                                                                                  


Учитель начальных классов
МОУ СОШ №7 г. Сарапула
Есюнина Наталья Николаевна

Третье склонение имен существительных
4 класс (ЗПР)

ЦЕЛЬ:
  • знакомство с существительными 3-го склонения;
  • развитие умения классифицировать существительные по типам склонения;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие внимания, логического мышления.

ХОД:

I. Организованный момент (самомассаж, положительный настрой)
   Стадия "Вызов"
   - Итак, урок русского языка

1) "Хозяйка однажды с базара пришла
     Хозяйка с базара домой принесла:
     Картошку, капусту, морковку, горох,
     Петрушку и свеклу, ох!"

- Как назвать одним словом то, что принесла хозяйка? (овощи)
- Молодцы!
- Сегодня на минутке орфографической зоркости мы поработаем над словарными словами с не проверяемой безударной гласной в корне по теме "Овощи".

2) к а пуста (в) (1ск)                           - Читаем по цепочке называем                    На доске слова с
    к а ртофель (в) (2ск)                         орфограмму                                              пропущенной гласной
    г о рох (н) (1ск)
    м о рковь (н) (2ск)                          - Какой частью речи являются
    п о мидоры (н) (1ск)                          данные слова? (сущ)
                                                                                                                            Дети самостоятельно пишут (в)-(н)
- Возмите синие карточки

- Определите верно или неверно указан тип склонения данных существительных?

- Проверим совпали ли ваши мнения? Дети говорят "в"-"н". Учитель пишет на доске:"Как определить тип склонения имени существительного".
к а пуста (в)
к а ртофель (в)                        Как определить тип склонения
г о рох (н)                                имени существительного?
м о рковь (н) (?)
п о мидоры (н) (?)- Проблема. Как определить тип склонения имени существительного.

II. Стадия "Осмысления содержания"                                

1) Дети читают про себя

2) Вслух

- Обратимся к правилу и ответим на этот вопрос                  
- Возмите желтые карточки и карандаши
- Читаем "про себя", делаем пометки карандашом

Правило: имена существительные бывают 3-х склонений: 1, 2, 3 скл. Чтобы определить склонение, надо поставить существительное в начальную форму (И.п., ед.ч.)
Читают в вслух по цепочке.

- Что нового узнали? (о существительных 3-го склонения)
- Какие существительные относятся к 3 склонению? (ж.р. с "ь" знаком на конце слова)

- Кто понял, какая тема нашего урока? (третье склонение имен существительных)
- Молодцы!
- Составим "Фишбоун" (дети самостоятельно составляют "Фишбоун")
- Проверим, что у нас получилось? (читают)                                        

Учитель на доске пишет в своем "Фишбоуне"


- Вернемся к карточке со словами и проверим
- Дети читают слова и доказывают свой ответ

III. Стадия "Рефлексия"

- Откроем тетради

- Запишем тему урока

Тема: "Третье склонение имен существительных" 
- Сколько типов склонения мы знаем (3)
- Приготовили в тетради
А) 1скл              2скл                   3скл 

- Запишите в каждый столбик по 1 слову из своей карточки
- Для чего нам нужно уметь определять склонение сущ.? (чтобы грамотно писать окончание сущ-х)
- Дополним свои столбики
- Потренируемся определять склонения.

Б) Игра "Загадка" (Дети проговаривают, пишут, называют окончание)
1. Зимой оно бело
    Весной вспахано
    Осенью стрижено (2ск, поле)
2. Золотая голова
    Велика, тяжела,
    Золотая голова
    Отдохнув Прилегла
    Голова велика
    Только шея тонка (1ск, тыква)
3. В поле росла
    На мельнице была
    Из печки на стол
    Караваем пришла (3ск, рожь)

В)- Теперь я называю существительное в косвенном падеже, а вы определите склонение?

В тени-тень (3ск)

Под столом-стол (2ск)

Перед едой-едя (1ск)
- Молодцы!
- Прочитайте существительные 3скл. (морковь, рожь, тень)
- Что мы узнали о существительном 3скл?

Физкультминутка

Г)- Потренируемся различать существительные 3скл
- Как называются слова близкие по смыслу? (синонимы)
(на доске слова в 2 столбика и схема)
Соедините стрелками слова синонимы 2-ч столбиков.        

На доске слова в 2 столбика. Дети идут по цепочке к доске

- Что общего у слов 2-го столбика? ("Ь" на конце слова)
- Назовите существительное 3скл. (Мощь, ложь, бедность, роскошь)
- Выпишите их в тетрадь. (Дети пишут в тетради)
- Подчеркиваем орограмму "Ь"
- Сверху указываем склонение.
Д) - Потренируемся определять склонение у существительных в предложении
- Игра "Предложение рассыпалось"

Труд     кормит,      а      лень      портит.

- Соберите
- Прочитайте
- К какому жанру относится данное предложение?
- (Пословица)
- Объясните смысл (ответы детей)
- Запишите в тетрадь.

П: Труд кормит, а лень портит.
- Найдите существительные.
- Какие они по смыслу между собой? (антонимы)
- Определите тип склонения этих существительных.

Труд-2скл.
Лень-3скл.
- Хорошо!

Е) - Сегодня мы учились различать существительные 3скл. от других.
- Попробуем просклонять (т.е. изменять по падежам)    Устно!
                                             Степь
- Сегодня мы наконец-то узнали все 3 скл. имен существительных.
- Чтобы все запомнить и четко различать склонения, давайте составим сводную таблицу.

скл 
род 
окончание 
1 склМ.р Ж.р-а  -я
2 скл 
М.р Ср.р 
-   -о,е 
3 скл 
Ж.р 
-ь 

Дети пишут в таблицу сообща, затем крепят на доску 

- Молодцы!
- Пользуясь этой таблицей, вы сможете определить тип склонения любого существительного? (Да!)
- И изменить его по падежам, т.е. просклонять тоже сможете! (Да!)
- Молодцы!
- Тогда просклоняйте существительные:
"пальто", "кино", "метро" (дети недоумевают, затрудняются)

- Эти существительные несклоняемые.
- Об этом вы узнаете чуть позже.
- Ведь русский язык великий, могучий и загадочный.
Будем его дальше изучать? (Да!)

- Молодцы! Урок окончен!


Возврат к списку

Biologia.gif          Fizika.gif          Fizra.gif           Geografia.gif          Informatika.gif          Istoria.gif          IZO.gif          Literatyra.gif          Matematika.gif          Muzika.gif          Nemeckiy.gif          OBJ.gif           Priroda.gif           Russkiy.gif          Trud.gif          Ximia.gif