џндекс.Џогода

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ СМОТРИ НИЖЕ

 3705922-arrow-down-icon-blue-.jpg

skola1.gif

1.gifПрограмма по ПДД

1.gif Портфолио ученика начальных классов

1.gif Примерная схема характеристики учащегося

1.gif Методические разработки открытых занятий  по технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)

1.gif  Диагностика уровня сформированности логического мышления детей младшего школьного возраста >>                                                                                                                                  


Конспект урока

по русскому языку в 4 «Б»  классе

 

Урок 47.

Тема: Имя существительное как часть речи.

           Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Тип урока: Урок повторения, углубления и обобщения изученного.

Оборудование: доска, проектор, компьютер, карточки.

Образовательная программа: «Школа 2100».

Учитель: Казанцева Наталья Леонидовна

 

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование

УУД

1. Актуализация знаний. Языковая разминка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Введение в раздел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формирование темы урока. Постановка цели урока. Составление плана урока.

 

 

 

 

 

 

 

4. Актуализация изученного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Рефлексия.

 

6. Домашнее задание.

- Чему учились на прошлом уроке?

-Писать контрольный диктант, выполнять грамматическое задание.  Вспоминали сложные предложения, простые предложения, предложения с прямой речью.

-Сегодня продолжим изучать «наш великий и могучий русский язык».

- Даны слова. Ознакомьтесь.

Сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка,   искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.

 - Все ли слова понятны?  ( Егерь – лесник, охотник-профессионал; водомерка – насекомое, живущее на воде; ежевика – колючий кустарник с чёрными ягодами; наполнение – сделать, что-то полным; тростник – водяное или болотное растение; трос – канат).

 

-Предположите задание.

( разделить на группы по орфограммам):

  1. орфограмма- буква гласная

  2. орфограмма- буква согласная).  Работаем по вариантам.

 

 

 

Первый вариант:         Второй вариант:

1.     Щека                          1. утюг

2.     ежевика                     2. сердце                                          

3.     тростник                   3. сумма

4.     водомерка                4. тростник

5.     искусство                 5. искусство

6.     егерь                         6. трос

7.     наполнение             7. лестница

8.     орех,

9.     ежиха

Самопроверка  с помощью мультимедиа.

Оценивают себя.

-В чём сложность была?

- В некоторых словах есть орфограмма- буква гласная  и орфограмма- буква согласная.

- Чему учились?

- Делить слова на группы, повторили орфограммы, лексическое значение слов. Учились работать самостоятельно, учились оценивать.

- Что объединяет данные слова? Докажите?

 - Вернитесь к карточке со словами.

 - Проверьте свои предположения.

 - Запишите первые буквы слов.

  Существителное (слайд).

- Что заметили?

-  Не хватает Ь.

- Какова её роль в этом слове?

- Служит для смягчения согласной Л.

- Дайте полное название этой части.

- Имя существительное.

- Итак, тема сегодняшнего урока.

- Имя существительное.

- Цель урока.

-  Вспомнить всё, что знаем о существительном.

- Составьте план урока.

- 1.  Что такое имя существительное?

(работают у доски Смолякова Вика и Логинова Катя - вам раздаю карточки, вы должны выбрать, то что относится к существительному и составить кластер). Материал: (кто?, что?, какой?,  что делает?   признак, предмет, действие, постоянные признаки, непостоянные признаки, род, число, одушевлённый, неодушевлённые, лицо, самостоятельная часть речи, служебная часть речи).

   2. Роль имени существительного в речи.

   3. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

   4. Имена существительные в предложении.

   5. Морфологический разбор имени существительного.

 

- Итак, что такое имя существительное? Проверяем девочек. Приготовьте сигнальчики.

 

- Наша задача была выбрать из данных карточек всё,  что относится к имени существительному и оформить кластер.    

 

Кластер

Имя существительное

самостоятельная часть речи

кто? что?

предмет

постоянные признаки      непостоянные признаки

одушевлённые                            

число

неодушевлённые

род

- Почему не использовали карточку «лицо», «признак», « что делать», «служебная часть речи»?

- Оцените себя.

- Переходим ко  второму пункту плана: Роль имён существительных в речи.

- Работаем с текстом.  Отмечаем,  знаю +, узнал !. (работа в группах).

       (Карточка).

       

 

         Имя существительное - древнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закрепились в языке. По наблюдениям учёных, существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов. Существительное наиболее самостоятельная часть речи. Уже от имён существительных образуются прилагательные. Первоначальные сочетания зелень-трава, камень-стена постепенно преобразуется в сочетания зелёная трава, каменная стена. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

- Что знали? Что узнали?

- Упр.101. Прочтите текст и найдите имена существительные.

- Докажите. Называйте слова в начальной форме.

- Избушка, лес, охотник, Емеля, внук, Гришутка, избушка, Емеля, земля, свет, окно, крыша, избушка, труба, кирпич, забор, ворота, сарай, избушка.

- Сделайте вывод.

- В тексте преобладают  имена существительные. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное, потому что существительные обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояния.

- Переходим к третьему пункту плана. Как вы понимаете выражение

« постоянный признак»?

- Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.

- Продолжите фразу: «Постоянные признаки имён существительных – это… (слайд).

- Одушевлённые и неодушевлённые, род.

- Как определить?

- Задать вопрос. Подставить местоимения.

- «Непостоянные признаки - это…

- Число.

- Как определить.

- Местоимения .

- Как вы думаете, какое задание вам сейчас предстоит выполнить?

- Определить постоянные и непостоянные признаки у существительных. Упр. 101.

Работа в парах

Одуш.                                        Неодуш.

       

Охотник м.р.                          избушка ж.р.

Емеля м.р.                             лес м.р.

Внук м.р.                               окно с.р.

                                                земля ж.р.

                                                свет м.р.

                                                труба ж.р.

                                                крыша ж.р.

                                                кирпич  м.р.

                                                забор м.р.

                                                ворота мн.ч

                                                сарай   м.р.                              

 

Проверка с помощью мультимедия. (слайд).  Оценивают.

-В чём сложность была?

 - Переходим к следующему пункту плана: Имена существительные в предложении.

 - Даю предложение на листочках. Двое работают у доски.

 Ранн_  ива распуш_лась и к ней прил_тела пчела и шмель загудел и первая бабоч_ка слож_ла крылышки.

- Предположите задание.

- Подставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания, выделить грамматическую основу.

 Дети работают в паре. Проверяют и оценивают.

- Найдите все существительные и определите роль существительных  в предложении.

- Существительные могут быть главными членами в предложении и второстепенными.

- Приведите примеры существительных в роли главных членов, в роли второстепенных членов.

- Что важного об имени существительном вы узнали?

- Молодцы. Вспоминаем морфологический разбор имени существительного. Напомните алгоритм действия.

 1. Задаём вопрос.

 2. Ставим слово в начальную форму.

 3. Указываем постоянные признаки.

 4. Указываем непостоянные признаки.

 

- Как проверить правильность алгоритма. Обратимся к учебнику и посмотрим образец записи. Проверяем коллективно. Чего не хватает в нашем алгоритме?

- Чем существительное является в предложении, и не указали часть речи. Озвучьте окончательный алгоритм.

1. Задаём вопрос.

 2. Ставим слово в начальную форму.

 3. Указываем часть речи.

 4. Указываем  постоянные признаки.

 5. Указываем непостоянные признаки.

 6. Чем является в предложении.

 Тренируемся со словом ( упр.104.).  Под руководством учителя.

(На) охоте – (где?), н.ф. охота, сущ., неодуш., ж.р., мн.ч., второст. чл.

-Что вспомнили?

- Оцените себя.

- Домашнее задание подготовиться к интервью «Я – существительное!».

 

 

 

 

Познавательные УУД:

1.Развиваем умение извлекать информацию из набора слов, текстов, схем.

2.Представлять информацию в виде схемы.

3.Обобщать и классифицировать по признакам.

4.контроль и  оценка результатов действия.

5. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению

и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Коммуникативные УУД

1.Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Умение работать в паре, в группе.

 


Возврат к списку

Biologia.gif          Fizika.gif          Fizra.gif           Geografia.gif          Informatika.gif          Istoria.gif          IZO.gif          Literatyra.gif          Matematika.gif          Muzika.gif          Nemeckiy.gif          OBJ.gif           Priroda.gif           Russkiy.gif          Trud.gif          Ximia.gif