џндекс.Џогода

Психологический тренинг для подростков № 2

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ СМОТРИ НИЖЕ

 3705922-arrow-down-icon-blue-.jpg

skola1.gif

1.gifПрограмма по ПДД

1.gif Портфолио ученика начальных классов

1.gif Примерная схема характеристики учащегося

1.gif Методические разработки открытых занятий  по технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)

1.gif  Диагностика уровня сформированности логического мышления детей младшего школьного возраста >>                                                                                                                                  


Психологический тренинг для подростков - день седьмой



Ритуал приветствия
Упражнение «Хи! – Ха! – Хо!» (см. первое занятие)
Разминка
Упражнение «Стукни газетой»
Выбирается ведущий, у которого в руках свернута в трубочку газета. Он называет имя одного из участников и бежит, чтобы стукнуть по голове газетой. Участник должен быстро сообразить и сказать чье-нибудь имя. Если он растеряется, то получит газетой по голове и становится ведущим. Если он успеет назвать имя, то ведущий бежит к этому участнику. И так далее…
Упражнение «Любое число»
Учитель называет по имени любого из игроков. Тот должен как можно быстрее назвать какое-нибудь число, но не превышающее количество игроков. Тут же должны встать столько же игроков. При этом игрок, назвавший это случайное число, может или встать, или остаться сидеть.
Кто-нибудь из учеников может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить самому, либо число членов группы, и тогда встанут все. Тренеру лучше прекратить игру после одной-двух удачных попыток: ученики остаются с ощущением возросшей групповой сплоченности.
Основная часть
Упражнение «Детективная история»
Из группы выбираются 6-7 человек и после прослушивания инструкции выходят за дверь.
Инструктаж: «Одному из оставшихся в классе я расскажу небольшую детективную историю. Затем я позову в комнату следующего (одного из вышедших ранее), и тот, кто слушал историю, перескажет ему максимально близко к тексту все, что ему удалось запомнить. Вносить ради «красного словца» свои интерпретации нельзя. Затем в класс войдет следующий участник и ему будет рассказана эта же история тем, кто вошел перед ним. Принцип тот же: излагать максимально близко к услышанному. Когда мы прослушаем последнего участника упражнения, я повторю весь текст, и мы обсудим произошедшее с ним эволюции.
Текст: «Генри вышел из дома, как обычно, в половине десятого. Было свежо. На нем была серая шляпа, в руках он держал трость, Он шел на свидание с той самой дурнушкой из бара, рыжей Бетси. Встречу она назначила в неживописном месте – под часами на старой площади.
Генри и Бетси отправились в лагуну. Здесь они быстро договорились с владельцем старой моторной лодки и через несколько минут уже удалялись от берега в юго-восточном направлении. Но не успели они перекинуться и парой многозначительных и игривых фраз, как увидели быстро идущую им наперерез новую белую лодку с широкой красной полосой. Генри быстро положил руку в карман, но больше он ничего не успел сделать. Раздался хлопающий звук, и Бетси уткнулась лицом в мокрое днище». Как развернется сюжет к концу упражнения предсказать невозможно.
Упражнение «Байка о солнечном затмении»
Вниманию участников предлагается выслушать байку о солнечном затмении: «Капитан отдает распоряжение адъютанту: «Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут понаблюдать это явление, а я дам необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, оставьте людей в казарме».
Адъютант — дежурному сержанту:
«По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые разъяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, но тогда явление состоится в казарме».
Дежурный сержант — дежурному капралу:
«Завтра в 5 часов капитан произведет солнечное затмение на плацу. Капитан даст необходимые пояснения насчет этого редкого явления в казарме, если будет дождливо, а это бывает не каждый день».
Дежурный капрал — солдатам:
«Завтра, в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день».
Примерные вопросы для обсуждения:
Почему так часто случается, что люди не понимают друг друга.
Почему возникают барьеры непонимания?
Всегда ли люди хотят понять собеседника?
Нередко участники разговора хотят достичь взаимопонимания, но и в этом случае не всегда понимают друг друга. Почему так происходит?
Информация для участников
Во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, желания и побуждения неверно воспринимаются собеседником. Иногда даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды и защитные сооружения на пути общения.
Проходя через эти барьеры, наши слова частично застревают в них, частично изменяются до неузнаваемости, частично теряются совсем. Между тем (хотя и редко) бывают такие ситуации, когда путь для общения открыт и достигается полное взаимопонимание.
От чего же зависит появление барьеров, почему они возникают и что, собственно, они защищают?
В сущности, каждому человеку есть что защищать от воздействия. Коммуникация — это влияние, следовательно, в случае успешной коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире у того человека, кому она адресована.
Эти изменения могут требовать решительной перестройки всего внутреннего мира человека, подорвать его веру в себя, вынудить к несвойственным ему действиям. Естественно, что каждый готов твердо и решительно защищаться от такой чреватой последствиями информации.
Одно из объяснений причин возникновения барьеров непонимания было предложено психологом Б.Ф. Поршневым. Изучая истоки человеческого общения, он пришел к выводу, что речь изначально была способом внушения (или суггестии), которое основывалось на безоговорочном доверии. Именно защита от внушения, а значит, и от доверия, является главной причиной возникновения барьеров на пути коммуникации. Давайте с вами сейчас поговорим о трех видах защиты: избегании, авторитете и непонимании.
Избегание источников воздействия, уклонение от контакта с партнером, при котором сообщение становится невозможным, — наиболее кардинальный способ защиты. Со стороны это очень заметно — человек невнимателен, пропускает слова мимо ушей, не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора. Человек нередко стремится уклониться от определенных ситуаций, таких, в которых может возникнуть опасность «вредного» воздействия. Например, если зритель в кино закрывает глаза «на страшных местах», он делает попытку избежать эмоционально тяжелой информации. Преодоление этого вида защиты включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием.
Авторитет. Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым («яйца курицу не учат»). Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются, они зависят от того, кто говорит.
Известно, что чем меньше слушающий думает, что его хотят убедить в чем-либо, тем больше он доверяет говорящему. Так, в одном из классических экспериментов одно и то же высказывание о вреде разных видов сигарет приписывалось разным людям — владельцу табачной фабрики, специалисту по рекламе и ученому. Наибольшим доверием пользовался ученый, так как он казался наименее заинтересованным. Основным механизмом воздействия на собеседника является создание у него чувства общности — чувства «мы». Поэтому тот, кто хочет убедить, должен в первую очередь демонстрировать общность интересов и целей со слушателями, показывать, что он «свой». Таким образом, следует учитывать, насколько слушающий соотносит говорящего с собой, насколько считает его своим, представителем своей общности. Это является наиболее важным условием преодоления любого барьера. Следует отметить, что довольно часто для эффективности общения бывает полезным признать и даже подчеркнуть авторитетность собеседника. Упоминание о значимости и ценности для вас его мнения разобьет много преград на пути взаимопонимания.
Непонимание. Довольно часто какая-то потенциально опасная для человека информация может исходить от людей, которым мы в целом доверяем. Тогда защитой будет непонимание самого сообщения. Можно выделить следующие уровни непонимания: семантический, стилистический и фонетический. Семантический барьер является следствием несовпадения словарного запаса разных людей, то есть люди вкладывают разный смысл в одни и те же термины и понятия. В силу того что каждый человек имеет неповторимый индивидуальный опыт, он имеет и неповторимый тезаурус. Конечно, в любом случае каждое слово, каждое сообщение будет иметь для воспринимающего чуть-чуть другой, чуть-чуть новый смысл, отличный от того, который вкладывает в свои слова говорящий. Однако важно, чтобы это «чуть-чуть» не превращалось в «совсем». Классический пример такого непонимания описан в байке о солнечном затмении, которую вы только что услышали.
Мы постоянно недооцениваем разницу словарных запасов. Следует говорить либо максимально просто, либо заранее договариваться о значении ключевых терминов. Именно так происходит в общении с детьми — единственной категории партнеров, о которой мы точно знаем, что они все понимают не так, как мы.
Стилистический барьер. Стиль — это отношение формы сообщения к его содержанию. Стилистический уровень непонимания можно проиллюстрировать таким примером. Представьте, что мнение ученого о «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина изложено следующим образом: «Показ Пушкиным поимки Золотой рыбки, обещавшей при условии ее отпуска в море значительный откуп, не использованный вначале стариком, имеет важное значение. Не менее важна и реакция старухи на объяснение ее старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и принудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте».
Автор данного высказывания определенным образом структурировал содержание сказки, причем сделал это так, что его почти невозможно уловить (хотя оно нам известно). Следовательно, для преодоления стилистического барьера нам необходимо уметь правильно структурировать передаваемую информацию.
Для этого, например, можно заключить сообщения в «рамку». Рамку в общении создают начало и конец разговора. Они лучше всего запоминаются, поэтому самую суть сообщения лучше всего располагать именно в этой «рамке».
Фонетический уровень непонимания проявляется тогда, когда с нами говорят на непонятном языке, когда говорят быстро, невнятно, с акцентом, когда используют незнакомые или несоответствующие контексту жесты, когда жестикуляция слишком быстрая. Иногда фонетический барьер используется сознательно. Например, когда врачи не хотят, чтобы больной понял их, они говорят на латыни. Вряд ли кого-нибудь удивит совет: для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки и т.д. Кроме того, для преодоления фонетического барьера необычайно важна обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя. Но, конечно, важно просто не забывать о существовании этого барьера. Практически у каждого человека хватит опыта и знаний, чтобы его преодолеть.
Систему барьеров можно представить себе как автоматизированную охрану — при срабатывании сигнализации автоматически перекрываются все подступы к человеку. Во многих случаях сигнализация срабатывает вовремя. Однако возможны и другие варианты — ложная тревога и, как следствие, отключение сигнализации. Во многих ситуациях барьеры непонимания могут сослужить человеку плохую службу, если ничего угрожающего или опасного в воздействии нет, а ложное срабатывание сигнализации приводит к тому, что нужная и актуальная информация не воспринимается. Например, использование «плохих» аргументов дискредитирует в общем очень важную мысль. Система защиты работает в автоматическом режиме, она как бы встроена в человека, является частью его и обычно им не осознается.
Противоположной ситуацией является «отключение» защиты. Например, любящие люди понимают друг друга с полуслова или вообще без слов. Огромной эффективностью воздействия одного человека на другого обладает гипноз. Гипноз возможен только при условии полного доверия гипнотизируемого, даже можно сказать — при условии его веры в гипнотизера. Естественно, все внешние барьеры в такой ситуации не работают и влияние гипнотизера невероятно велико.
Далее ведущий может предложить участникам привести собственные примеры непонимания в общении из-за тех или иных барьеров. Ведущий также может предложить разыграть наиболее интересные ситуации, обсудить, какие барьеры мешали общению и как участники игры пытались их преодолеть.

Упражнение-игра «Заколдованные звери»
Игра направлена на тренировку наблюдательности, развитие навыков эффективного взаимодействия со сверстниками. Технология проведения напоминает процедуры популярной игры «Мафия», однако суть, содержание, формы ее сильно изменены. В группе должно быть 12 человек.
Ведущий. В наших краях есть два леса, разделенные лугом. В одном лесу живут только кролики, а в другом — только зайцы. Это хоть и похожие зверьки, но все-таки кое в чем они отличаются друг от друга. Мы разделимся на две команды — кроликов и зайцев.
Разделение можно провести самыми разными способами: расчетом на «первый-второй», с помощью детских считалок или просто разбив круг участников пополам. В каждой команде должно оказаться по шесть человек. Ведущий предлагает каждой команде образовать отдельный кружок. Кто станет кроликами, а кто — зайцами, решается жеребьевкой. Если есть возможность, хорошо бы использовать соответствующий антураж и декорации, изображающие лес. Над одной половиной игрового зала повесить табличку «Заячий лес», над другой — «Кроличий лес».
Ведущий. И кролики, и зайцы жили — не тужили, в чужой лес не ходили, да и незваных гостей в своем лесу не привечали. Но однажды прилетела на луг сорока и рассказала жителям обоих лесов, что на самом-то деле не все из них настоящие кролики и настоящие зайцы. Заколдовала часть зверей Баба-яга, превратив кроликов в зайцев, а зайцев в кроликов. Пройдет три ночи, и спадет колдовство. Но уже ближайшим утром «ненастоящие» кролики и зайцы узнают, кто они такие. Каждый будет знать только о себе, заколдован он или нет, а о других ему ничего не будет известно. Выдавать себя нельзя. Улетела сорока. Тем временем наступил вечер, а следом — ночь. Все звери легли спать...
Участники закрывают глаза. Можно заранее раздать повязки, которые «по ночам» игроки будут прикладывать к лицу. В случае отсутствия повязок можно просто закрывать глаза ладошками. У ведущего должно быть заранее заготовлено два комплекта по шесть карточек. В каждом комплекте на трех написано «Заяц», а на трех — «Кролик». Ведущий кладет на пол перед каждым участником карточку «рубашкой» вверх.
Ведущий. Наступило утро. Звери просыпаются. Можно открыть глаза. Перед вами на полу лежат карточки. По моей команде — и только по команде, никак не раньше! — вы должны поднять свою карточку и посмотреть, что на ней написано. Только ни в коем случае ничего не произносите вслух и никому не показывайте карточку! Когда вы узнаете, кто вы на самом деле — кролик или заяц, сразу спрячьте карточку в карман. Приготовились... Посмотрели карточки! Итак, теперь вы знаете, заколдованы вы или нет. В каждом лесу оказалось по три настоящих зверя и по три заколдованных. Но ведь в наших краях есть закон: кролики живут в одном лесу, а зайцы в другом. Поэтому «подлинным» зверям надо суметь догадаться, кто из их окружения является заколдованным, и прежде, чем он примет настоящий облик, отправить его в свой лес: заколдованных кроликов в кроличий лес, а заколдованных зайцев, разумеется, в заячий. Но вот незадача: «ненастоящие» звери никак не хотят покидать привычное место обитания. Им нравится в этом лесу, они хотят остаться здесь, а поэтому не должны сознаваться, кто они. Они будут выдавать себя за настоящих кроликов и зайцев. Итак, сегодня днем вам, жители каждого леса, нужно попытаться определить одного заколдованного зверя и отправить его в соседний лес. Как же его можно определить? Посмотрите внимательно на игроков. Что изменилось в их поведении, в словах? Поговорите друг с другом. Может быть, по каким-то деталям вы сумеете догадаться, кто же ненастоящий кролик или заяц.
Примерно в течение двух-трех минут участники взаимодействуют друг с другом. В первый раз такое взаимодействие с целью «вычисления» заколдованного зверя может проходить очень трудно. Участникам совсем непросто и прятать «свое истинное лицо», и раскрывать его. Далеко не все еще обладают нужными навыками наблюдения и анализа. Решение об «экстрадиции» можно принимать путем голосования. Если подозреваемых несколько, то выселяется тот, кто набрал больше голосов.
Ведущий. Итак, кого же вы подозреваете в том, что он заколдован? Вы принимаете решение отправить его к сородичам? Хорошо. Но тот, кого вы выбрали, пока никому не должен говорить, кто он на самом деле. Угадали жители леса или нет, станет ясно только в конце игры — после третьей ночи, когда, по условиям, зверям вернется их подлинный вид.
Тот из зайцев, которого остальные «определили» как кролика, переселяется в кроличий лес, а оттуда в заячий перебирается тот, кто, по мнению кроликов, является заколдованным зайцем.
Ведущий. Первый обмен зверями между двумя лесами произошел. А тем временем наступает ночь. Звери снова засыпают. Закройте глаза. И только теперь заколдованные кролики, находящиеся в заячьем лесу, и заколдованные зайцы, находящиеся в кроличьем лесу, потихоньку открывают глаза. Только заколдованные! Те, кто только что переселился в новый лес, глаза не открывают — они спят вместе со всеми остальными! Очень хорошо! Молча посмотрите друг на друга. Теперь вы знаете, кто такой же, как и вы, — заколдованный. Снова закройте глаза... Наступает утро. Глаза можно открыть. Снова день, и снова вам нужно решить, кто, по-вашему, оказался не в своем лесу. Поговорите друг с другом, посмотрите друг на друга повнимательнее. Кто из вас заколдованный?
Участники, как и в первый день, начинают взаимодействовать друг с другом. Теперь это немного легче. Через две-три минуты опять выявляется подозреваемый, которого жители леса решают отправить к соседям.
Ведущий. Вот и снова сделан выбор. Кто-то перешел в заячий лес, а кто-то — в кроличий. Однако — опять вечер. Все засыпают, закрывают глаза... Утро. Вам предстоит принять последнее решение. Кто же последний из заколдованных зверей? Решайте!
Процедура повторяется. После того как происходит очередной обмен зверями, наступает кульминационный момент игры.
Ведущий. Вечер третьего дня. Именно сейчас и спадет колдовство Бабы-яги. Звери примут свой настоящий облик. Сусака, масака, буридо, фуридо! Достаньте свои карточки и продемонстрируйте товарищам — кто же вы на самом деле?
Обсуждение игры следует организовать посредством ответов на следующие вопросы:
Трудно ли было определить заколдованного зверя?
Что вам помогло в этом и что помешало?
Какие чувства вы испытывали во время игры?
В чем секрет прозорливости кроликов и зайцев (в случае, если все заколдованные звери были определены правильно)?
Почему не удалось догадаться, кто из зверей ненастоящий (в случае, если некоторые выборы оказались ошибочными)?
Какие особенности поведения, речи ваших товарищей помогли вам узнать, что они заколдованы?
Использовали ли заколдованные звери свое знание о том, кто в их команде свой, а кто чужой, полученное во вторую ночь? Как?
Каким образом вели себя звери, которые переселились в новый лес?
Принимали ли они участие в обсуждении и принятии решения в новой компании? Почему?
Как принималось решение о переселении зверей? Удалось ли избежать конфликтов?
Как вы убеждали своих товарищей в своей точке зрения?
Кто из ребят был наиболее убедительным? Что помогло ему в этом? Какие способы он использовал?
Очень важно во время игры и особенно по ее завершении помочь участникам преодолеть чувство соперничества, которое может возникнуть между заколдованными и незаколдованными зверями. Ведь это просто игра, в процессе которой мы учимся наблюдать, думать, принимать решения! Для придания игре большей эмоциональности и интриги можно построить ее на соседстве заячьего и волчьего лесов. Поскольку зайцы и волки — явные антагонисты, то в игре появятся очень важные нюансы.
Упражнение «Подари цветок и скажи, почему…»
Ведущий дарит кому-нибудь цветок и говорит о том, за что и почему он это делает. Затем стимулирует получившего этот цветок сделать то же самое. Упражнение направлено на умение выражать свои мысли ясно и четко, мотивируя свой выбор.
Обсуждение:
Что приятнее, получать или дарить?
Что чувствовали при этом?
На какие жизненные ситуации похоже?
Упражнение «Тростинка на ветру»
Участники становятся в круг близко друг к другу. Один из них становится в круг, закрывая глаза. его задача – расслабиться, стараясь держаться ровно, упасть на руки других участников. Задача тех, кто стоит в кругу – принять товарища и плавно вернуть его в исходное положение. Стоящий в кругу должен постараться довериться кругу и совершать такие падения несколько раз.
Упражнение «Самоуважение»
Ведущий. Можете ли вы мне сказать, каким образом вы замечаете, что кто-то считает вас действительно хорошими? Как вам показывает это мама, а как папа? Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза глубоко... Теперь отправьтесь мысленно в то место, которое считаете самым замечательным. Осмотрите его как следует. Что вы видите там? Что слышите? Как там пахнет? Что хотите там потрогать? (15 секунд).
Скоро вы увидите двух человек, которые вас ценят и уважают, которые радуются, когда вы с ними рядом, которые знают, какими вы можете быть внимательными к людям и какими добрыми... Посмотрите вокруг, и вы увидите, как эти люди подходят к вам, чтобы показать, что они считают вас хорошими... (15 секунд).
Послушайте, что они скажут... Поговорите с человеком, который к вам пришел. Спросите его, не расскажет ли он о том, как он к вам относится... (15 секунд). Теперь попрощайтесь с людьми, которые приходили к вам, и подготовьтесь к тому, чтобы снова вернуться сюда бодрым и оживленным. Потянитесь и откройте глаза... Вы можете рассказать нам о том, что пережили? Кто к вам приходил? Что сказал этот человек? Смогли ли вы поблагодарить его за то, что он так относится к вам?
Ритуал прощания
Упражнение «Ящики-Хрящики-Спички» (см. занятие 1)

Возврат к списку

Biologia.gif          Fizika.gif          Fizra.gif           Geografia.gif          Informatika.gif          Istoria.gif          IZO.gif          Literatyra.gif          Matematika.gif          Muzika.gif          Nemeckiy.gif          OBJ.gif           Priroda.gif           Russkiy.gif          Trud.gif          Ximia.gif