џндекс.Џогода

Психологический тренинг для подростка № 3

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ СМОТРИ НИЖЕ

 3705922-arrow-down-icon-blue-.jpg

skola1.gif

1.gifПрограмма по ПДД

1.gif Портфолио ученика начальных классов

1.gif Примерная схема характеристики учащегося

1.gif Методические разработки открытых занятий  по технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)

1.gif  Диагностика уровня сформированности логического мышления детей младшего школьного возраста >>                                                                                                                                  


Психологический тренинг для подростков - день восьмой
Ритуал приветствия
Упражнение «Хи! – Ха! – Хо!» (см. первое занятие)
Разминка
Упражнение «Колечко»
Оборудование: на роль колечка хорошо подходит сердечник от изоленты, для детей можно использовать что-то яркое, например, заколку.
Группа выходит из комнаты. Ведущий размещает колечко в комнате так, чтобы оно было в поле зрения участников. Например, повесить на гвоздик, одеть на горлышко бутылки, положить на стол, где и так куча всяких предметов, заколку можно приколоть к занавеске.
Группа заходит в комнату и молча ищет колечко. Нашедший молча и никоим образом не показывая виду, что он нашел, садится на свое место. Чем меньше остается ищущих, тем сложнее найти предмет. Последнему приходится совсем  тяжело.
Основная часть
Погружение в игровую ситуацию
Ведущий. Представьте себе, что колечко, которое мы сейчас искали совсем непростое. Тот, кто его наденет, становится его рабом. Кольцо подавляет человека, делая его агрессивным, жестоким, недоверчивым, одиноким и безрассудным. Часто кольцо перемещает своего раба в параллельный мир, мир зла и теней. У каждого из вас есть возможность пофантазировать, почувствовать его влияние.
Ребята записывают на листочках, какое влияние на них бы оказало кольцо, во что их превратило в мире зла и теней.
Ведущий. Для того, чтобы вернуть свой первоначальный облик вы должны пройти серию испытаний, которые помогут вам осознать себя необычным образом, обратить внимание на то, о чем мы мало задумываемся в обычной жизни.
Упражнение «Танец жизни»
Ведущий. Говорят, чужая душа — потемки. Но это только для незнающего человека. Психологи утверждают: что внутри, то и снаружи? Наше тело выдает нас, выдает во всем и постоянно — хотим мы этого или не хотим. Проблемы, страхи, комплексы, психологические травмы — все это материализуется в нашем теле, оставляет на нем свои «зарубки» и следы. Душа и тело едины и неразделимы, и все то, что происходит в душе, моментально отражается в состоянии тела. Зажатая, напряженная спина, сутулость, отвердевшие мышцы шеи и затылка, к примеру, свидетельствуют о наличии у человека большого количества страхов. Страхи «оседают» именно в спине! Человек как будто постоянно ожидает нападения со спины, удара — и вот спина формирует защитные блоки в виде областей мышечного напряжения. Цель упражнения «Танец жизни» в том, чтобы каждый из нас осознал присущие ему социально-психологические и личностные характеристики, стереотипный рисунок движений в танце. Точно также как мы стереотипны в танце, точно также мы стереотипны в контактах с людьми, в поведении, в способах выхода из проблемных ситуаций. Если состояние души влияет на тело, значит, влияя на тело, мы можем изменить состояние души. Осваивая в танце новые стратегии, мы поможем себе освоить новые стратегии поведения.
Описание проведения: Группа становиться в круг. Один из участников выбирает музыкальное сопровождение и танцует. Все остальные копируют его движения. По окончании танца участник приглашает следующего и становится на его место.
Схемы обсуждения:
обмен чувствами «здесь и теперь»;
анализируются  специфические для каждого танца экспрессивные особенности, а также черты характера, состояния, отношения, которые могут находить выражение в экспрессии.
Упражнение «Танец жизни вслепую»
Группа садится в круг, по периметру зала, в котором проводятся занятия. Один из участников становится в центр с завязанными глазами. Звучит музыка. Центральный участник начинает двигаться. К нему подходит член группы и вступает во взаимодействие, которое длиться 3 - 5 минут (обычно столько, сколько длиться музыкальная композиция, но время взаимодействия участников не ограничено – оно может закончиться раньше музыки или длиться в течение нескольких композиций), после чего садится на место. Затем к центральному участнику подходит следующий член группы. Очередность подхода членов группы не известна центральному участнику. Задача центрального участника – осознавать возникающие чувства и по окончании взаимодействия описать своего партнера и свой танец с ним. Задача центрального участника осложнена тем, что ведущей у него становится тактильная система отражения. Задачей партнера центрального участника является также следование своим чувствам, но из-за того, что у центрального участника блокирован зрительный анализатор, инициатива в установлении контакта и в выходе из контакта ложится на него. Ведущий объясняет участникам, что при возникновении трудностей в прерывании контакта нужно подать знак, по которому он выключит музыку, тем самым, создав искусственную ситуацию окончания контакта.
После каждого взаимодействия центрального участника с членом группы ведущий просит его поделиться своими чувствами, возникшими во время танца с партнером, и ответить на некоторые вопросы, а именно: «Опишите, пожалуйста, человека, с которым Вы сейчас танцевали», «Возникло ли ощущение контакта, понимания?», «Что это был за танец?», «Какие чувства Вы испытывали во время этого танца?», «Как Вы думаете, что испытывал Ваш партнер?», «Если бы я попросила Вас на основании полученного только что опыта оценить Вашего партнера по 10-балльной шкале, где 0 баллов – партнер мне совершенно не подходит, а 10 баллов – идеальный партнер, то как бы Вы это сделали? Под словом партнер здесь подразумевается не партнер по танцам, а партнер в близких эмоциональных отношениях, например, спутник жизни, близкий друг». Последним задается вопрос: «Назовите, кто из участников мог бы быть Вашим партером, с кем из участников Вы только что танцевали?». Все вопросы задаются центральному участнику по окончании его взаимодействия с членом группы «по горячим следам», участник при этом не снимает повязки с глаз и может стоять или сидеть, по желанию. Вопросы центральному участнику может задать любой член группы. По окончании взаимодействия центрального участника со всеми членами группы проводится общее обсуждение. Центральный участник снимает повязку, садиться в круг. Нужно дать ему немного времени, чтобы адаптироваться к своему состоянию.
Упражнение может продолжаться до тех пор, пока каждый желающий не побывает центральным участником (это упражнение может выполняться в течение нескольких занятий, до тех пор, пока есть желающие побывать центральным участником и энтузиазм у остальных членов группы). В ряде случаев ведущий может посоветовать кому-то из членов группы стать центральным участником, аргументировав причину, но не настаивая в случае отказа. Иногда возможен возврат к этому упражнению по прошествии некоторого времени.
Схемы обсуждения:
чувства членов группы во время взаимодействия с  центральным участником;
трудно ли было брать на себя инициативу в установлении и прерывании контакта?
Была ли ситуация неравенства, смоделированная в этом упражнении (один видит, другой – нет) для кого-то из участников обязывающей взять на себя ответственность за другого? Как вы себя чувствовали при этом?
с какими партнерами центральному участнику было легко взаимодействовать, а с какими нет? Почему?
какой из партнеров центрального участника был для него «идеальным» партнером, какой совершенно неподходящим? Есть ли что-то общее во взаимодействии центрального участника с теми членами группы, кого он впоследствии назвал «идеальными» партнерами?
Упражнение «Синий – красный»
На поверхности лежат  два цветных листа: красный и синий. Каждый участник с закрытыми глазами пытается  угадать цвет каждого листа, при этом не касаясь листов, водит над ними рукой.
Обсуждение.

Упражнение «Встреча с Нептуном»
Ведущий. Представьте, что в следующем испытании нам предстоит встретиться с Нептуном, богом морей и океанов, хранителем глубин и эмоций, возмутителем спокойствия и великим магом. Он будет делать все, чтобы увести вас от реальности и оставить на дне. Он будет задавать свои коварные вопросы. Ваша задача — ответить на них так, чтобы показать свою силу, уверенность, независимость.
Ребята отвечают на вопросы. При этом проходят необычное испытание. Участник, отвечающий на вопрос, стоит на стуле с закрытыми глазами. Все остальные подходят к стулу и поднимают его на 10 см от пола. При этом необходимо «шатать» стул. Мвопросы для учасников иогут выглядеть следующим образом:
Что такое время и как им управлять?
Что для тебя является по-настоящему ценным?
Чем ты отличаешься от других людей, в чем твоя уникальность?
Есть ли кто-то на земле, кто ждет тебя и нуждается в тебе?
Для чего ты пришел в этот мир?
О чем ты думаешь в данный момент?
Есть ли на Земле место, где ты чувствуешь себя хорошо, где оно находится?
Что ты делаешь, если встречаешься с людским хамством?
Почему люди живут так недолго?
Если бы муравей мог думать, то о чем были бы его мысли?
Что ты говоришь другу, если хочешь помириться?
Каким должен быть настоящий друг?
Назови того человека, который никогда не матерился?
О чем ты мечтал в пять лет?
Какой вопрос ты бы задал Нептуну?
Упражнение «Падение на доверие»
Ведущий. Так вот: этот трюк может выполнить лишь человек, абсолютно свободный от страхов! Иначе страхи и зажимы в спине просто не дадут упасть спиной назад на руки друзьям.
Падение на этом занятии участники совершают со стола или высокого подоконника.
Упражнение «Сон героя»
Ведущий. Мы долго путешествовали и устали. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Представьте себе, что каждый из вас уснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит самого себя через пять лет... (15 сек.)
Обратите внимание, как вы выглядите через пять лет...
Где вы живете...
Что вы делаете... (15 сек.)
Представьте, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами? (15 сек.)
Теперь сделайте три глубоких выдоха. Потянитесь, напрягите и затем расслабьте все свои мускулы, откройте глаза. Постарайтесь запомнить все, что увидели о самом себе.
Теперь возьмите по листу бумаги, ручку и запишите, какими вы будете через пять лет: где будете жить и работать, кто будет рядом, как достигли этого?» (10 мин.)
Когда листочки заполнены образами будущего, подростки вновь занимают свои места в кругу, где проводится обсуждение:
– Довольны ли вы увиденным образом будущего?
– Что понравилось больше всего?
– Было ли что-то, что не понравилось?
– Что хотели бы изменить в своем образе будущего? Какие шаги для этого нужно предпринять?
Упражнение «Мой сон»
Отразить сон героя на бумаге.
Выход из игровой ситуации
Ведущий зачитывает те листочки, которые ребята сделали вначале. Обсуждение занятия в свободной форме.
Ритуал прощания
Упражнение «Ящики-Хрящики-Спички» (см. занятие 1)

Возврат к списку

Biologia.gif          Fizika.gif          Fizra.gif           Geografia.gif          Informatika.gif          Istoria.gif          IZO.gif          Literatyra.gif          Matematika.gif          Muzika.gif          Nemeckiy.gif          OBJ.gif           Priroda.gif           Russkiy.gif          Trud.gif          Ximia.gif