џндекс.Џогода

Описание проекта

dotmaclogo.png

1.gif  Республиканска экспериментальная площадка при МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ УР. по теме: "Разработка и реализация модели текущей оценки учебных достижений учащихся в структуре накопительной системы оценивания"   (Приказ МО и Н  УР № 791 от 28.01.2011г.)

1.gif  Республиканская  экспериментальной площадки при ИПК и ПРО УР по теме: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у учащихся начальной школы в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.      (Выписка из протокола № 14 заседания научно - методического совета АОУ ДПО ИПК и ПРО УР от 09 декабря 2011г. )

1.gif  Проект "Информатизация школы"  (Утвержден директором школы № 7 Л.Н. Марковой                                                                           пр № 5а от 31.08.12 г.

1.gif  Технология развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)  (Выписка из протокола  заседания научно - методического совета АОУ ДПО ИПК и ПРО УР 17 апреля 2007г. )

Формирование у школьников положительной мотивации учебной деятельности, ключевых и предметно-специфических компетентностей с помощью технологии развития критического мышления


Описание проекта

Описание проекта

Введение

В 2007году школа стала экспериментальной площадкой ИПК И ПРО УР (Формирование положительной учебной мотивации посредством технологии развития критического мышления )  
   
Динамичность развития современного общества выдвигает новые требования к выпускникам современной школы. Они должны быть не только людьми знающими, но и способными применять полученные знания при решении широкого спектра задач и проблем, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, готовыми брать на себя инициативу и работать в кооперации, продуктивно взаимодействуя с другими. Иными словами, у выпускников современной школы должны быть сформированы как ключевые, так и предметно-специфические компетентности.
   
Поскольку традиционные методы школьного обучения не вполне обеспечивают формирование у выпускников указанных качеств, коллектив МОУ СОШ №7 на протяжении длительного времени работает над внедрением современных личностно-ориентированных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс. Цель данной работы - создание и реализация модели образовательного процесса, обеспечивающего положительную мотивацию учащихся к учебно-познавательной деятельности, важнейшим результатом которой станет формирование у них ключевых и предметно-специфических компетентностей.
   
С 2007 года в МОУ СОШ №7 проходит эксперимент по внедрению в учебно-воспитательный процесс технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП). К концу 2007-2008 учебного года 82 % учителей школы прошли курсовую подготовку по данной технологии, 31 % педагогов активно участвует в эксперименте. Педагоги-экспериментаторы активно применяют технологию развития критического мышления на своих уроках, участвуют в профессиональных конкурсах разного уровня, их опыт обобщается не только в школе и городе Сарапуле, но и на республиканских конференциях.

Программа экспериментальной работы

База эксперимента: 
учащиеся начальных, 5, 6, 9, 10, 11 классов МОУ СОШ № 7 г. Сарапула Удмуртской Республики.

Статус эксперимента: 
экспериментальная площадка Института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК и ПРО) г. Ижевска Удмуртской Республики.

Масштаб эксперимента: 
- по продолжительности - рассчитан на 3 года,
- по объему материала – по всем учебным дисциплинам общеобразовательной школы,
- по охвату педагогов и учащихся – учителя и учащиеся школы.

Замысел эксперимента заключается в использовании технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП) для реализации указанной идеи, т.к. разработанные в рамках данной технологии методы, приемы, формы обучения достаточно полно и адекватно реализуют цели и идеи компетентностного подхода в обучении.
Объект эксперимента –способы создания положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование ключевых и предметно-специфических компетентностей учащихся.

Предмет эксперимента – влияние технологии РКМЧП на учебно-познавательную мотивацию школьников и на формирование у них ключевых и предметно-специфических компетентностей.
Педагогическая цель эксперимента - создание положительной мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование ключевых и предметно-специфических компетентностей.

Цель эксперимента – разработка и апробация модели образовательного процесса, базирующегося на технологии РКМЧП и направленного на повышение мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности и формирование у них ключевых и предметно-специфических компетентностей.

Гипотеза эксперимента – процесс формирования ключевых и предметно-специфических компетентностей учащихся будет успешным при условии создания положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности посредством применения технологии РКМЧП. В свою очередь, сформированность ряда ключевых компетентностей (познавательной, информационной, коммуникативной и др.) станет фактором успешности, влияющим на создание устойчивой положительной мотивации к учению.
Диагностический инструментарий – методики психолого-педагогическаой диагностики мотивации учебной деятельности, контрольно-измерительные материалы для оценки уровня сформированности ключевых и предметно-специфических компетентностей учащихся (тесты, практические задания и др.)

Актуальность темы

Ускорение темпов развития современного общества, рост глобальных проблем, расширение возможностей социального выбора выдвигают новые требования к качеству общего образования. Российскому обществу нужны люди, не только знающие, но и способные применять полученные знания при решении широкого спектра проблем и задач, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, готовые брать ни себя инициативу и работать в кооперации, продуктивно взаимодействуя с другими. Иными словами, у выпускников современной школы должны быть сформированы как ключевые, так и предметно-специфические компетентности

Однако традиционные методы школьного обучения не вполне обеспечивает формирование у выпускников указанных качеств, поскольку ориентированы преимущественно на пассивное, некритическое усвоение предметных знаний.

Таким образом. налицо противоречие между новыми требованиями к качеству современного общего образования (компетентностный подход) и старыми подходами к организации образовательного процесса (знаниево-ориентированный подход), которое усугубляется низким уровнем учебно-познавательной мотивации у значительного числа учащихся общеобразовательной школы.
  Необходимость разрешения указанного противоречия продиктована также и требованиями Концепции модернизации российского образования, где среди приоритетных задач школы также рассматривается необходимость формирования ключевых компетентностей учащихся.

Указанное противоречие определило идею эксперимента – создание и реализация модели образовательного процесса, обеспечивающего положительную мотивацию учащихся к учебно-познавательной деятельности, важнейшим результатом которой станет формирование у них ключевых и предметно-специфических компетентностей.

Задачи эксперимента

Изучение теоретической и методической литературы по проблеме мотивации учебной деятельности и реализации компетентностного подхода в обучении.

Создание модели выпускника, обладающего компетентностями в соответствии со стандартами образования;
Овладение педагогами технологией развития критического мышления.

Создание методических разработок уроков в технологии РКМЧП.
Реализация технологии РКМЧП в преподавании конкретных учебных дисциплин.

Разработка диагностических и контрольно-измерительных материалов для оценки уровня сформированности ключевых и предметно-специфических компетентностей учащихся.
Разработка методических рекомендаций по внедрению технологии РКМЧП в образовательный процесс школы.

Этапы эксперимента

Первый этап (подготовительный) - 01.09.2006 - 31.05.2007г.г.

Изучение теоретической и методической литературы по проблеме эксперимента. Разработка программы эксперимента, подготовка нормативно-правовой базы, создание соответствующих материально-технических условий; подготовка контрольно-измерительных материалов.

Второй этап (формирующий) - 01.09.2007 - 31.05.2008г.г.

Масштабное внедрение технологии РКМЧП в учебно-воспитательный процесс и мониторинг результатов эксперимента.

Третий этап (обобщающий) - 01.09.2008 - 31.05.2010г.г.

Подведение итогов эксперимента: оценка результатов внедрения технологии РКМЧП в образовательный процесс, обобщение опыта учителей-экспериментаторов в виде методических разработок, рекомендаций, проведения городских и республиканских семинаров, мастер-классов, подготовки экспозиции для республиканской выставки инновационных проектов «Школа 2009» и др.

Возврат к списку