џндекс.Џогода

7 класс. Тема «Конфликты в нашей жизни». Шокурова Г.В

Тема: Конфликты в нашей жизни

Цель: - формирование умения разрешать конфликты самостоятельно, вести переговоры, договариваться, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности. - осознание своей роли в конфликтных ситуациях - развитие умения критически осмысливать собственный опыт

Предварительная работа:

 1) Тестирование «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Учащимся нужно представить себя в конфликтной ситуации и представить свое обычное поведение в ней. Если учащемуся свойственно то или иное поведение, нужно поставить соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом учащийся ведет себя:

•часто – поставить 3 балла,

•иногда – 2 балла, 

•редко – 1 балл.  

2) Обработка результатов теста. Нужно посчитать количество баллов по столбикам. Наибольший результат укажет тип поведения учащегося в конфликтной ситуации;

3) Эссе «Как я поссорился с другом»

Текст 1 «А» - «жесткий» тип разрешения конфликтов и споров или иначе «стиль конкуренции или соперничества». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым. Вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы, предлагаемое вами решение –наилучшее, что вам нечего терять. Не заинтересованы в сотрудничестве и стремитесь в первую очередь удовлетворить свои интересы.

Текст 2 «Б» - «демократичный» стиль поведения или «стиль сотрудничества» . Вы стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны. Вы принимаете во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, т. к. требует продолжительной работы.

Цель его применения выработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции. Стороны способны в итоге выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.

Текст 3 «В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс. Стороны конфликта стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Результат не удовлетворяет интересы обеих сторон, значит приходят к варианту «мы не можем выполнить свои желания, значит необходимо прийти к решению, с которым каждый бы из нас согласился». Может устроить временное решение.

Текст 4 «Г» - «мягкий» стиль или «стиль приспособления». Своего соперника вы «уничтожаете своей добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей. Действуете совместно с другой стороной, не пытаясь при этом отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления рабочей атмосферы. Считаете , что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную позицию.

Текст 5 «Д» - «уходящий» стиль или «стиль уклонения, избегания». Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения. Обычно, когда проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы для ее решения. Знаете, что пытаться решить проблему опасно, т.к. открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию. А если ее решать, то это может принести дополнительные неприятности.

Ответы

1. Угрожаю или дерусь. 

2. Стараюсь принять точку зрения оппонента, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно

5. Избегаю противника.

6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей. 

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему.

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Лист ответов «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

А      Б      В      Г       Д 

1       2      3       4        5 

6       7      8       9       10

11     12    13     14      15 

1. Стадия вызова

Чтение стихов в группах.

Поиск ответов на вопросы. ( Продолжительность –5 минут.)

Выбирается хранитель времени, который получает песочные часы, с разным отсечением времени и колокольчик для звукового сигнала и в течении классного часа следит за временем, подавая звуковой сигнал. 

У каждого на парте красные и зеленые сигнальные карточки.

Зеленые - задание выполнено,

Красные – есть вопрос, сомнение, несогласие.

Используются для сигнала классному руководителю во время работы, чтобы не создавать помех другим.

Если в школе перемена,

Значит драка, непременно!

Вот Попов тузит Петрова,

Треплет Кошкин Комарова, Комаров уже пищит

– Форма новая трещит!

Не знает покоя Ирина – задира.

Всем в классе мальчишкам она досадила.

Довольна задира, Задира «щедра»;

Кругом подзатыльники

Сыплет с утра.

Семенов прислал мне записку: «Корова»,

А я написала: «Семенов – козел!»

Он – новое слово, я – новое слово.

Но тут к нам учитель как раз подошел

- Гриша, Гриша, дай мне нож.

- Ты обратно не вернешь.

- Дай-ка, Гриша, карандаш.

-Ты обратно не отдашь.

- Гриша, Гриша, дай резинку

- Ты откусишь половинку

- Гриша, Гриша, дай чернил

- Ты бы сбегал и купил.

Был зачет по физкультуре

Тройки - только мне и Юре

Всем - четыре или пять.

Как же всех их наказать.

Изорву тетрадь я Маше

Подерусь наверно с Сашей.

Задание:  

1) Нарисуйте ситуацию, о которой вы прочитали. 

Подумайте и напишите одним словом, как можно назвать, то к чему она может привести. (Выход на слово конфликт) 

2) Афиширование результатов обсуждения, вывешиваются рисунки на доске

Вопросы учителя

1) Приходилось ли вам попадать в такие ситуации?

2) Какие чувства вы испытываете во время конфликта? (обсуждение) Злость, раздражение, обида…

3) А можно ли жить без конфликтов? ( обсуждение)

2. Стадия содержания

Очень часто отношения между людьми не складываются: то они не понимают друг друга, то неожиданно возникают препятствия, мешающие их нормальному взаимодействию. Неумение преодолевать трудности, возникающие между людьми в ходе общения, нередко вызывают у них напряжение, недовольство, гнев, агрессивность и даже могут привести к ухудшению здоровья. Причем эти проблемы возникают как в общении между ребятами, так и между взрослыми. Эти трудности обычно называют одним словом – конфликт. Предлагаю вам сегодня разобраться, верно ли мы все сейчас подумали, предложили варианты.  

Задание в группе. 

1) Сформулируйте, определение «конфликт – это..»

2) АФИШИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ КОНФЛИКТА.

3) Сравните свое определение, с определением, которое дают психологи. Конфликт – ( в переводе с латинского столкновение) – это столкновение несовместимых, противоположных взглядов и позиций, которое связано с негативными переживаниями.

4) Определение действующих лиц и причин конфликтов - Скажите, с кем у вас возникали конфликты? ( начало оформления кластера «конфликт» )

Действующие лица

: • ученик – учитель

• ученик - ученик

• ученик – родитель

• группы учеников

• группа учеников – ученик

- А какого рода конфликты чаще всего возникают в нашем классе? ( выделение группы конфликтов ученик – ученик)

Я предлагаю вам список причин конфликтов, выберите в парах 3 причины, по которым, как вы считаете чаще всего, возникают конфликты в нашем классе.

Причины конфликтов:

- вспыльчивость 

- нерешительность

- обидчивость

- борьба за лидерство

- соперничество за внимание учителя

- неумение взаимодействовать в группе

- жестокость - не дают списывать

- зависть к успехам

- физическое превосходство

- стремление к лидерству

- ругательства, оскорбительные высказывания

- навязывание своей точки зрения

- нежелание общаться

В группе определите общее мнение, обоснуйте ПОЧЕМУ?

Напишите на листе. (помещение в общий кластер на доске причин, наиболее часто встречающихся в классе)

5) Пути решения конфликтов.

- А как вы решаете конфликты? ( Обсуждение )

Я предлагаю вам прочитать текст о способах решения конфликтов.

Стратегия « ЗИГЗАГ» ( учащиеся в рабочих группах получают тексты маркированные разными цветами, затем переходят во временные группы по содержанию. В группе соединяются ученики с одинаковым маркировочным текстом, с одинаковым содержанием. Выполняют предложенное задание, уточняют, дополняют полученные знания . После выполнения задания возвращаются в рабочие группы и обмениваются полученной информацией. Во время работы в группе по содержанию, выбирается выступающий, после разбора новой информации в рабочей группе, творческие работы вывешиваются на доску и афишируются для всего класса.)

1)Чтение текста в рабочей группе (каждый свой) (4 минуты)

•Стиль конкуренции

•Стиль сотрудничества

•Стиль компромисса

•Стиль уклонения

•Стиль приспособления

2) Переход в группы по содержанию.

3) Работа в группах. Осмысление содержания текста в группе по содержанию. Перенос текста с помощью графических форм, телеграммы, синквейна, рисунка. Подготовка выступающего.( 10 минут)

4) Возвращение в рабочие группы, обмен информацией. (6 минут)

5) Афиширование результатов. Какой из стилей решения конфликтов вам больше понравился? (обсуждение)

6) Анализ теста « Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» Какой способ для вас наиболее частый? Вам нравится свой способ решения конфликтов?

7) Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого разрешения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на их основе – улучшение их отношений. Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации, когда приходиться выяснять отношения. Избежать конфликтных ситуаций невозможно. Их нужно конструктивно и мирно разрешать: уметь пойти на компромисс и достойно выйти из конфликтной ситуации, сохранив собственное достоинство и не унизив другого. Любой конфликт неприятен, независимо между какими людьми он возник: между тобой и родителями или учителем, или одноклассником. Ошибочно считать, что в конфликте, должен выиграть только один. Когда другой человек проигрывает, у него снижается самооценка, нарушаются взаимоотношения. Главный смысл в конфликтной ситуации: не победить, а убедить. Мы должны уметь разрешать конфликты таким образом, чтобы каждый оказался в выигрыше. Отношения «победитель – побежденный» негуманные, они унижают достоинство человека.

Результат общий кластер «конфликт»

3. Стадия рефлексии

1. Задание в группах «Найдите выход из конфликтной ситуации».

( Ситуации из домашнего эссе «Как я поссорился с другом»)

Ситуации из домашнего задания разбираются в группе. - причина конфликта - пути решения конфликта С опорой на схему достойного выхода из конфликтной ситуации.( см. далее)

2.Афиширование результатов.

3. Резюме: «Я думаю, что…

4. Подумайте дома над высказыванием «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на конфликты»

Задание в группе

• составьте графическую схему, или синквейн, или предайте содержание текста с помощью рисунка • выберите выступающего от группы

• вернувшись в свою группу, расскажите, о чем вы узнали в группе экспертов Схема достойного выхода из конфликтной ситуации.

Создание обстановки:

• выберите тихое место, где можно спокойно поговорить о случившемся.

• Начните разговор без крика с заявлением о положительных намерениях, например: «Я хочу, чтобы наши отношения продолжались. Это важно для нас обоих.»


Обсуждение ситуации:

• Используя технику активного слушания, дайте каждому возможность высказать свои чувства.

• Обсуждайте проблему, а не друг друга. Постарайтесь понять, почему произошел конфликт.


Принятие решения: 

• Постарайтесь решить проблему так, чтобы результатом были положительные последствия, чтобы вы почувствовали душевное облегчение

• Помните: лучшее разрешение конфликта – отношения «победитель – победитель»

Я - заявление говорите о себе, что вы думаете, что чувствуете, как видите ситуацию

не обвиняйте противника

я понимаю, что…,

я думаю, что ты расстроился, 

я тоже…  

} ?>