џндекс.Џогода

2 класс. Окружающий мир. Тема «Невидимые нити». Ижболдина О.В

Учитель начальных классов
МОУ СОШ №7 г. Сарапула
Ижболдина Ольга Владимировна


Тема: Невидимые нити (урок окружающего мира во втором классе, по учебнику Плешакова А.А.)

Цели:
  • дать общее представление о взаимосвязи всего, что есть в живой и неживой природе
  • формирование умений прогнозировать
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе                                                                           

Стадия вызова

Прием: "прогнозирование по названию"

Ребята,  сегодня наш урок называется "Невидимые нити". Я предлагаю каждому из вас подумать и написать на листочке, о чем пойдет речь.
Ученики получают маленькие цветные листочки и записывают на них свои идеи.
По просьбе учителя несколько учеников делятся своими идеями, а учитель записывает их на доске.
- Посмотрите какие разные варианты ответов получились. А что такое нить?
(Ответы детей)
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Нить - перен. О том, что связано развивается, образуя как бы единую линию, цепь.
"У нас возникли разные предположения. А вот какие из них соответствуют тому, что действительно происходит в природе? Этого мы не знаем наверняка, не так ли? Давайте проверим наши предположения и выясним, что же на самом деле называют невидимыми нитями в природе?".
Где мы можем это узнать?
(В учебнике, энциклопедиях, словарях).

Стадия осмысления содержания

Прием: создание схемы или представление текстовой информации в графической форме.
- Откройте учебник на стр. 55
Прочитайте, что называют в природе невидимыми нитями. (дети читают текст в учебнике)
- Что же такое невидимые нити? (Связи).
- Какие существуют связи?
Вам сейчас это предстоит выяснить.
- Учитель раздает учащимся тексты по теме "Невидимые нити", дети в группах должны схематически показать связь, о которой прочитают.

1 группа
- О какой группе связей идет речь?

Текст:
Между неживой и живой природой есть тесная связь. Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух, вода.

Ответ:
Связь между неживой и живой природой.

2 группа

Текст:
Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал все, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых. А в воде плавала утка-кряква. Чтобы поесть, она опрокидывалась вниз головой и шарила по дну клювом-собирая мелкую водную живность и зеленые растения....

Ответ:
Связь между различными животными.

3 группа

Текст:
Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни-в строительстве, другие-для изготовления украшений.

Ответ:
Связь между природой и человеком.

4 группа

Текст:
Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери-кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножатся многим животным. И животные помогают расселятся растениям.

Ответ:
Связь между растениями и животными.

5 группе дается текст 2-ой группы

Вывод:
Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми. Они на первый взгляд невидны, но существуют, есть в природе повсюду. Все действительно связано друг с другом как бы нитью.
- Ребята, а как вы думаете, существуют ли подобные связи у нас в городе Сарапуле? (ответы детей)
- Конечно же, да.
- Учитель показывает слайды о местах, где есть связи в природе.
Ученики, пользуясь составленными самостоятельно схемами, называют, какой характер связей представлен на том или ином слайде.
Вывод: Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи.

Стадия рефлексии

Прием: резюме.

В конце урока учитель предлагает каждому ученику написать резюме: Что я могу сделать, для того чтобы "невидимые нити" сохранить в нашем родном городе. Все резюме зачитываются в группе, а самые интересные в классе.
} ?>