џндекс.Џогода

Экспериментальная и исследовательская деятельность

a431e4a1447a70aee294a6facf7ef003.jpegИсследовательская деятельность. Проектная деятельность  

Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно - ориентированное; использует множество дидактических подходов - обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

  Исследовательская деятельность включает такие этапы: 

- осознание общей проблемной ситуации;

- ее анализ, формулировку конкретной проблемы;

- решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную их проверку);

- проверку правильности решения.

«Единицей» учебного процесса является проблема – скрытое или явное противоречие, присущее вещам, материального и идеального мира.

Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций:

Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося

Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Существует четыре уровня проблемности в обучении:

Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками.

Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под руководством учителя находят решение; он же направляет их на самостоятельные поиски путей решения.

Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

Ученик ставит проблему, и сам ее решает

При практическом применении третьего и четвертого уровня проблемности можно активно использовать исследовательскую деятельность учащихся. Проблема может носить интегративный характер, что предполагает концентрацию учебного материала вокруг основополагающих идей, понятий, законов и теорий с последующим его внедрением в общую систему естественно-научных знаний о мире. В этом случае учащиеся приобретают новую информацию при постановке и решении учебных проблем (экологических, природоохранных и др.). В процессе проблемно-поисковой деятельности школьники самостоятельно и осознанно усваивают знания и учатся их применять.

Конечная цель обучения и воспитания должна состоять в том, чтобы каждый человек умел действовать самостоятельно, свободно общаться, применять знания в комплексе, быть способным к творчеству и ответственным за все происходящее в мире. Такой подход к обучению определяет ученика как высшую ценность современного образования и поэтому направлен на развитие всех сфер его личности. Следовательно, сегодня главной задачей школы является создание условий для развития индивидуальности учащегося.