џндекс.Џогода

1 класс. Тема «Почему нам трудно воспитывать детей?»
 Тема: «Почему нам трудно воспитывать детей?»

Цель: Помощь родителям в преодолении трудностей в воспитании первоклассников.

Задачи:
  1. Формирование мотивации на изучение данной проблемы.
  2. Разъяснить родителям возрастные и психологические особенности первоклассников, и необходимости их учета во взаимодействии с детьми.
  3. Знакомство с правилами эффективного общения и осознание необходимости их исполь-зования.
  4. Способствовать формированию убеждения о ценности семьи, укрепление привязанности к членам семьи.
  5. Определение направления дальнейшего изучения проблемы взаимодействия родителей с детьми.
Подготовительный этап: Стулья ставятся в круг, цветные жетоны для родителей, мультимедийная презентация «Роли родителей», цветные стики, фломастеры, таблица.
-
1. Стадия Вызова.
-
Оформление доски: Тема: «Почему нам трудно воспитывать детей?»
Психологические особен-ности первоклассника.Личностные особенности родителей Личностные особенности ребенка

   Родителям предлагается ответить на вопрос «Какие трудности испытываете вы в воспитании своего ребенка – первоклассника?».
   Родители прикрепляют стики на доску в нужную колонку (стики трех цветов: голубой – первая колонка таблицы, розовый – вторая, в третьей - желтый стик). После выступления каждой группы родителям предлагается проанализировать выбор причины трудностей в воспитании (можно перенести стик в другую колонку).
   «Трудности» озвучиваются учителем.
   
Учитель:Тема нашего собрания «Почему нам трудно воспитывать детей?».
   В начале собрания родителям были розданы жетоны разного цвета (желтые, синие, зеленые). По цвету жетона родители делятся на 3 группы. В группах предлагается распределить роли:
Администратор – обеспечивает соблюдение тишины и регламента подготовки группы.
Оформитель – записывает важные мысли.
Мудрец - формулирует высказывания группы.
Оратор – озвучивает решение группы.

2. Стадия Содержания.
   
   Каждой группе даны задания. (Приложение 1, 2, 3).
   
   Уважаемые родители! Я хочу вам предложить представить ребенка в виде цветка.
   
   Роза – прекрасный, благородный цветок. Требует к себе бережного отношения. Ее легко можно сломать, засушить. Чтобы роза расцвела и радовала глаз, она должна вырасти из здорового семени, ей нужны крепкие корни, благодатная почва, её нужно любить, за ней нужно ухаживать.
   Благодатная почва – это семья. При решении возникших проблем родители поступают иногда в соответствии с одной из следующих ролей: (мультимедийная презентация приложение №4).
-
-
-
Командир
Приказы, команды и угрозы – это способы, которыми Командир удерживает ребенка под контролем. С его точки зрения, ребенок должен уметь сдерживаться.
-
-
-
-
Моралист
Такие родители ведут себя как проповедники. То следует делать, а это не следует … Моралисты обеспокоены в основном тем, чтобы все было прилично.
-
-
--
-
--
Всезнайка
Родители, играющие эту роль, читают лекции и раздают советы, взывают к рассудку, стараясь показать, насколько они интеллектуально превосходят ребенка.
-
-
-
-
--
-
Судья
Эти родители убеждены в виновности ребенка еще «до суда». Их цель доказать, что они всегда правы, а дети всегда не правы.
-
--
-
-
-
-
-
Критикан
Как Судья, Моралист, или Всезнайка такой отец или мать хочет всегда быть правым. Его методы – это насмешка, обидные прозвища, сарказм и шутки, унижающие ребенка.
-
-
-
-
-
-
-
-
Психолог
С наилучшими намерениями :Психолог пытается все анализировать, выяснить все детали, разложить все «по полочкам».
-
-
-
-
-
-
-
Утешитель
Родители – утешители стремятся избавить себя от переживаний за ребенка и стараются воспринимать его проблемы легко.
-
-
-
-
-
-
-
-
   Если вы узнали свои поступки в ком-то из выше описанных, постарайтесь измениться, следуя закономерностям и правилам эффективного общения.
   
Выступление первой группы (Приложение №1) «Правила эффективного общения»

   У цветка появляются корни: уважение, сочувствие, поддержка, доброжелательный тон, заинтересованность, поощрение.
   Давайте проведем тест-шутку «Кулак».
Распрямите ладонь и отвечайте на вопросы «да» или «нет». Если ответили «да», согните один палец; если ответили «нет», палец останется в прежнем положении. 
  1. Можете ли Вы при любых обстоятельствах, даже отчасти компрометирующих Вас, сказать: «Я мать, мне можно», «Я отец, мне простительно. Я накажу, Я и пожалею»?
  2. Можете ли Вы уйти из дома по делам, не попрощавшись?
  3. Можете ли Вы не навестить родственника, находящегося в больнице длительное время?
  4. Кричите ли Вы на своих близких?
  5. Утаиваете ли Вы деньги от других членов семьи?
Подведем итог. Если на все 5 вопросов вы ответили «да» и, согласно инструкции, последовательно загибали один палец за другим, то у вашей семьи преобладает авторитарный стиль руководства, причем вы играете не последнюю роль в его утверждении. Если вы за-гнули только 2-3 пальца – значит, еще не все потеряно, и вы можете многое изменить в лучшую сторону, что касается семейных отношений. Если ладонь осталась открытой – вы святой человек, но знайте, что такого практически не бывает.
       
Выступление второй группы (Приложение №2) «Психологические особенности первоклассника»
   
У цветка появляются стебель и листья. На листьях – основные и важные процессы разви-тия ребенка данного возраста. 
   
Роза бывает разной и по цвету, и по размерам, но всегда имеет шипы. 
Выступление третьей группы (Приложение №3) «Характеристика типов темпераментов».
   
   Родителям предлагаются 4 ситуации, которые они рассматривают и анализируют в группах. Их задача – определить тип темперамента ребенка и родителя, дать рекомендации для выхода из конфликтной ситуации.
       
Ситуация 1.
Витя приходит домой, бросает портфель и сообщает маме, что завтра в школу не пойдет. Мальчик объясняет родителям, что ему сделали замечание без причины, он не виноват. Утром мама идет в школу разбираться, защищать сына (холерик).
Ситуация 2.
На уроке труда Катя не успела выполнить поделку. Ей дали доделать работу домой. Катя не могла самостоятельно справиться и попросила о помощи маму. Мама возмущенно отказала девочке. Катя заплакала, и делать ничего не стала (меланхолик).
Ситуация 3.
Маша делает домашнюю работу по русскому языку. Девочка всегда старательно прописывает каждую букву, получается медленно. Мама подгоняет ее, торопит, но это приводит только к появлению ошибок (флегматик).
Ситуация 4.
Саша – активный, жизнерадостный мальчик. Ему все интересно. Он ходит одновременно в три секции и просит маму записать его в художественную школу. При этом, в школе у него положительные отметки (сангвиник).
   
   Лепестки роз – это качества, которые вы хотели бы воспитать в ребенке (каждой группе дается по два-три лепестка). Цветок расцветает.
   Родители возвращаются в круг.
   
Уважаемые родители! Мне бы хотелось рассказать вам притчу.
       
       Идет прохожий и видит – люди что-то строят.
       «Что ты делаешь?» - спрашивает он одного каменщика.
       «Я укладываю кирпичи», - отвечает тот.
       «А ты что делаешь?» - спрашивает он второго.
       «Я возвожу стену», - отвечает второй.
       «А ты что делаешь?» - спрашивает он третьего.
       «Я строю Храм», - был ответ.
 
   Когда мы строим «дом», в котором будет жить наш ребенок, важно заботиться о качестве отдельных «кирпичей» и правильности их «укладки». Но не забудем, что одновременно мы воздвигаем Храм его жизни и судьбы. И от нас зависит, насколько этот храм будет наполнен светом радости и человечности.
   
3. Рефлексия.
   
   Родители берут листочки, на которых они в начале собрания писали о трудностях в воспитании ребенка. Если они получили ответ на свой вопрос – листочек остается у родителя, если нет – прикрепляется на «остановку» - это будет тема следующих родительских собраний.
   
Приложение №1
   
Задание родителям: написать положительные личностные особенности родителей (корни розы).
   
Эффективное общение.
   
   Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение, в свою очередь, означает, что и дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Что значит принять? Принять — значит показать, что вам понятны чувства ребенка, даже если вы и не разделяете его убеждений. Человек, умеющий хорошо слушать, сконцентрирован на том, что ему говорят. Он смотрит ребенку в глаза, наклонен к нему, часто повторяет: «Я тебя слушаю внимательно!» Иногда он молчит, иногда отвечает.
Правила эффективного общения
   
Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:
•ребенок убедится, что вы его слышите;
• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
• ребенок убедится, что вы его поняли правильно. Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»

Приложении №2
   
Задание родителям: написать благоприятные условия для успешного развития ребенка, обучения его в школе (листья розы).
   
Психологические особенности первоклассника.
   
   Родители, несомненно, хотят, чтобы вначале школьного обучения у ребенка все было благополучно: чтобы он привык к правилам школы, новому режиму дня, имел хорошее эмоциональное самочувствие, не потерял желания ходить каждый день в школу, не болел и хорошо усваивал учебную программу.
   Первые 2-3 месяца после начала обучения являются сложными в любом случае: ребенок привыкает к новому образу жизни. Этот период называется адаптационным.
    Насколько хорошо ребенок сумеет адаптироваться к учебному процессу, зависит от многих факторов.
   Под психологической готовностью к школе понимается, прежде всего, существование у ребенка учебной мотивации, позволяющей адекватно воспринимать и старательно выполнять учебные задания.
   Слабое развитие произвольности – одна из основных причин неуспеваемости в первом классе.
   Что же понимают психологи под этим термином – «произвольность»?
   Младший школьник должен уметь сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; воспринимать требования учителя; внимательно его слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.
   Трудности адаптации к школьной жизни, к систематическому обучению могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью ребенка к взаимодействию с другими детьми.
   Общение с одноклассниками.
   Обычно трудности в общении с одноклассниками и учителями возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье. Если у школьников не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому привыкли дома. Поэтому такой ребенок часто испытывает стресс, когда осознает, что учитель одинаково относится ко всем первоклассникам, не делая ему снисхождения и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать его в качестве лидера и не собираются уступать.
   Родителям надо внимательно выслушать ребенка. Прежде всего покажите ему, что вы его понимаете, посочувствуйте, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем. Обсудите, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников.
     
Приложение №3
   
Задание родителям: дать характеристику типам темпераментов, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с учетом преобладающего типа.
   
   Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны.
   
САНГВИНИК. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчи-вости чувств, настроений, интересов и стремлений, быстро меняются интересы. Сангви-ник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, поэтому бывает успешен в разных областях. Есть риск, что может сформироваться поверхностность.
   Задача родителя – способствовать формированию глубоких и постоянных привязанностей и в плане интересов, и в плане межличностных отношений.
   
ХОЛЕРИК. Он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив, упрям, настойчив. Вызывающе ведет себя, если что-то угрожает его независимости, занимает внутреннюю позицию превосходства, привычку упрямиться.
   Задача родителя – не реагировать на отрицательные эмоции, поддержание интереса к занятиям, такт и помощь в постановке будущих целей, обеспечение поля деятельности, которое поглощало бы избыток сил и создавало бы обилие целей, подбор товарищей, час-тые беседы с целью дать возможность «выплеснуть» эмоции.
   
ФЛЕГМАТИК. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.
Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления.
   Задача родителя – поощрять проявления самостоятельности и активности, опора на предрасположенность к спокойным и расчетливым действиям в «горячей» обстановке, не добиваться немедленного выполнения требований, дать время и возможность примириться с необходимостью выполнить действие.
   
МЕЛАНХОЛИК. Незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.
Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.
   Задача родителя – мягкое, тактичное, чуткое отношение, поддержание бодрого настроения, внушение уверенности, помощь в принятии и исполнение ответственных решений, постепенно ставить легко преодолимые барьеры, поручать временные дела, которые могут проявить самостоятельность.
Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожден-ный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.


} ?>