џндекс.Џогода

Одаренное детство

odar_deti.png                                   Одаренность человека — это маленький росточек, 

 едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

 огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать все необходимое,

 чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский 

План работы МОУ «СОШ №7»

 по поддержке развития талантливой молодежи

 

       Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача каждого педагога – развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом человеке и дать им прорасти.

        

Целью системы работы по поддержке развития талантливой молодежи в   МОУ СОШ № 7 является создание условий для развития личности каждого ученика, обладающего качествами, позволяющими ему:

-социально адаптироваться (занять достойное место в жизни), самосовершенствоваться, саморазвиваться (быть свободной, но ответственной личностью),

-активно интегрироваться в социуме (человек, ориентированный на добро и активное взаимодействие).

 

Перед педагогическим коллективом стоят задачи:

  1. Изучение  методов, направленных  на выявление  творческого потенциала учащихся  и уровня  интеллектуального развития детей.
  2. Выявление одарённых  детей с 1 класса  с помощью  диагностики. 
  3. Составить  банк  данных о детях, имеющих специальную и общую одарённость.
  4. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.
  5. Повышение педагогического мастерства учителя через систему повышения квалификации, участие в инновационной деятельности, распространение педагогического опыта, участие в профессиональных конкурсах и т.д.
  6. Совершенствование управленческих аспектов деятельности по развитию талантливой молодежи
  7. Помочь одарённым детям в самораскрытии (их творческой направленности, самопрезентации в отношениях) через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной, исследовательской деятельности.

 

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

1.Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2.Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
  3.Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • объединения дополнительного образования;
  • индивидуальные занятия  с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки; конкурсы и конференции; участие в олимпиадах;


К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества "хорошая школа”?:

- Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

- В школе должны быть свои традиции.

- Школа должна давать современное образование.

- В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь.

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность

– высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок

- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Определение одаренных детей:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компентентного.


Программа

деятельности педагогического коллектива с  одаренными детьми 

1. Цель программы:

Создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.

2. Задачи:

    -  реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, ак­тивизация их интеллектуальных качеств в целях гар­монического развития человека как субъекта творческой деятель­ности;

   -   создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

   -    изучение факторов целенаправленного психо­лого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к творческому раз­витию индивидуальности каждого субъекта педагогического про­цесса;

-     совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

-     внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

-     создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию об образовательных  учреждениях и педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;

-     установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.

      -     организация системы исследовательской работы учащихся.

3. Ожидаемые результаты:

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Творческая самореализация выпускника школы.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы. 
  • Повышение квалификации педагогов. 

4. Этапы:

2010-2011 учебный год – проектировочный

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
  • Разработка программы работы с одаренными учащимися.
  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2011-2012 учебный год – экспериментальный

Цель:

апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Диагностика склонностей учащихся.
  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
  • Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися.
  • Адаптация учебных программ  факультативов и элективных курсов.
  • Повышение квалификации педагогов.

2012-2013, 2013-2014 учебные годы – переход в режим функционирования 

Цель:

Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:  

  • Анализ итогов реализации программы.
  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
  • Обобщение результатов работы школы.

5. Кадровое обеспечение программы


Группа

Функции

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Консультативная, Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч

Диагностика

Участие в мероприятиях школы и города.

6. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе


Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правоове обеспечение: 

  • Положение о проведении школьного тура предметных олимпиад
  • О проведении предметной недели (декады)
  • О научно-практической конференции
  • О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы элективных курсов, кружков, факультативов и т.п.)

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.

4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы системы.

  7. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы


Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

8. Организация исследовательской работы учащихся в школе


1 – 4 классы

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных учащихся

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Кружки эстетического цикла.

Секции.

5-7 классы

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие учащихся.
  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Факультативы.

Кружки.

Секции.

8-9 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
  • Формирование исследовательских навыков.
  • Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.

Элективные курсы (9 класс)

10-11 классы

Исследовательский этап:

  • Совершенствование исследовательских навыков.
  • Совершенствование информационной культуры учащихся.
  • Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

9. План реализации программы

Этап

Мероприятия программы

2010-2011

учебный год

  • Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов
  • Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися
  • Участие в городском и республиканском  туре предметных олимпиад. 
  • Описание системы работы с одаренными учащимися. 
  • Участие в городской научно-практической  конференции
  • Разработка Программы "Одаренные дети".
  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

2011-2012 учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся.
  • Разработка паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми.
  • Научно-методический семинар для педагогов школы "Исследовательская деятельность учащихся" (по плану семинара). 
  • Участие в городской научно-практической  конференции
  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися. 
  • Разработка программы "Профессиональное самоопределение".
  • Разработка и утверждение программ факультативов, кружков и элективных курсов.
  • Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.

2012-2013 учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся. 
  • Участие в городской научно-практической конференции
  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися. 
  • Разработка и утверждение программ факультативов, кружков и элективных курсов.
  • Разработка методических рекомендаций.

2013-2014 учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся.
  • Участие в городской научно-практической  конференции
  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися. 
  • Разработка и утверждение программ факультативов, кружков и  элективных курсов.
  • Разработка методических рекомендаций.
  • Анализ итогов реализации программы.
  • Обобщение результатов работы школы.