џндекс.Џогода

Профориентация

                               

111 007.jpg

111 008.jpg

111 001.jpg

111 002.jpg

111 004.jpg

111 005.jpg

111.jpg

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ПРОФОПРЕДЕЛЕНИЕ ? 


ВЫПУСКНИК!
Совсем скоро ты встретишься с огромным миром профессий.
Тебе предстоит очень важный, может быть,
самый главный в жизни выбор.

В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. К ним относятся наше собственное тело, историческая эпоха, в которой мы родились, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является выбор профессии. Есть смысл отнестись к этому как можно более серьезно.

Оттого, насколько удачно складывается профессиональная деятельность, во многом зависит наше отношение к своей жизни в целом. Иметь любимое дело, приносящее удовлетворение и уважение окружающих, - большая жизненная удача. Будет это или нет - во многом зависит от желания сделать основательный и разумный выбор профессии.

Профопределение помогает: 
Если вы еще не знаете, кем хотите стать, профориентация поможет подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям.

  Если вам нравится какая-либо профессиональная сфера (например, экономическая), профопределение поможет выбрать перечень специальностей, соответствующих современным требованиям рынка труда.  

  Если вы уже выбрали профессию, профопределение поможет вам соотнести свой выбор с вашими способностями, предпочтениями и профессиональными ожиданиями, а также сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.  

ШАГ 1 - Профессиональное просвещение, включает в себя работу по пропаганде сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Частью профессионального просвещения является профессиональное воспитание, которое включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Поэтому важно пробовать себя в самых различных видах деятельности.

ШАГ 2 - Профессиональная диагностика и консультирование - изучение личности человека (ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья) и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.

Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Почему это важно:
- удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем, только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе;

- выявление склонностей, которые по отношению к знаниям, умениям и навыкам выступают как некоторая возможность, позволяет создать условия, при которых вероятность приобретения человеком этих знаний, умений и навыков существенно увеличится.

- выявление психофизиологических особенностей личности необходимо для определения человека как исполнителя определенных видов трудовой деятельности, как будущего организатора, командира производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.

 ШАГ 3 - Предпрофильная подготовка и профильное образование дают возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника в период перехода из ученичества во взрослость.

    Что влияет на выбор профессии? >>>                           proforientaciya_48.gif
p104_1242651355.jpgСемь шагов к взвешенному решению о выборе профессии >>> 
Ошибки при выборе профессии >>>p104_shkola.jpg
p104_1mfs_ru.jpgПрофориентация: кем стать?  Ответ на сайте proforientator.ru >>> 
Перечень профессий (более 600 описаний!) на сайте ucheba.ru >>>ijjj.jpeg
p104_medic_15_girls.jpgТесты по профориентаци онлайн >>> 


Портфолио учащихся>>>

 

  • ПРОЕКТ

    «Система совместной деятельности классных руководителей, учителей, педагога-психолога и родителей

     по профессиональному самоопределению школьников»

     На основании Концепции профильного обучения в 9 классе вводится предпрофильная подготовка, к задачам которой относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения. К предпрофильной подготовке относятся также мероприятия по психолого-педагогической диагностике учащихся 9-х классов.

    Но практика показывает, что процесс самоопределения длительный и, на наш взгляд, должен начинаться не в 9-м, а в 1-м классе.

    После всестороннего обсуждения Концепции модернизации в педагогическом коллективе был разработан и принят на заседании педагогического совета в январе 2005 года «Проект совместной деятельности классных руководителей, учителей, педагога-психолога и родителей по профессиональному самоопределению школьников».

    Целью данного проекта  является создание стратегии совместной деятельности классных руководителей, учителей, педагога-психолога, родителей и учащихся, направленной на профессиональное самоопределение школьников.

     

     Цель проекта достигается  через  решение следующих задач:

    -создание благоприятных условий для профессионального 

     самоопределения

    -повышение мотивации учебной деятельности, формирование 

     положительного отношения к учёбе

    -создание системы классных часов и занятий педагога-психолога

             -создание системы психологической диагностики

    -создание системы выявления, определения и развития способностей учащихся и сферу их индивидуального приложения

    -создание системы работы с родителями по профессиональному самоопределению учащихся

    -создание профессионального портрета каждого выпускника основной школы

    От точного, правильного выбора будущей профессии зависит жизненный успех каждого. И здесь очень важно не ошибиться в выборе, т.о. предпрофильная подготовка должна охватывать не только 9 параллель, а все классы с 1 по 11.

     Предпрофильная   подготовка   реализуется   через   следующие мероприятия:

  • Тематические классные часы

  • Экскурсии на предприятия и в учреждения

  • Посещение профессиональных училищ (ПУ), средних специальных учебных заведений (ССУЗов), высших учебных заведений (вузов)

  • Формирование портфолио

  • Диагностика. Профтестирование

  • Тематические выставки книг в школьной библиотеке

  • Сотрудничество с Центром занятости населения

  • Регулярная работа стенда по профориентации 

 

 За год в каждом классе профориентации посвящается 6 классных часов, они проводятся в каждую вторую неделю месяца (кроме сентября, января и мая), это недели профориентации.

Система классных часов и занятий педагога – психолога имеет следующую тематику:

1-4 классы – Профессии моих родителей.

5,6 классы – Многообразие мира профессий. Человек в мире труда.

7,8 классы – Кто я? Какой я? Система начального и среднего профессионального образования.

9-11 классы – Выбор профиля и будущей профессии. Моя профессия – карьера. Система высшего профессионального образования.

Если в1-7 классах огромная роль отводится классному руководителю, то в 8-9 классах классные часы посвящены самопознанию. На данном временном отрезке главенствующую роль играет диагностическая деятельность. Школьный психолог проводит диагностику следующих качеств личности обучающихся: темперамент, характер, интеллектуальные способности, профессиональные интересы и склонности. Обобщая проделанную работу, психолог делает вывод о профессиональной направленности ученика.


Экскурсии на предприятия и учреждения города организуются часто.

Рисунок1.png              Рисунок2.png


    Рисунок3.png

 Учащиеся начальных классов посещают места работы своих родителей, ученики средней и старшей школы знакомятся с  ведущим предприятием  микрорайона  Акионерным Обществом  «Элеконд».

Посещение ПУ, ССУЗов, ВУЗов проходит достаточно активно. В рамках экскурсий и Дней Открытых дверей выпускники и будущие выпускники школы знакомятся с различными специальностями. В стенах школы проходят встречи учащихся 8-11 классов со специалистами учебных заведений профессионального образования. Наиболее тесная связь налажена с Профессиональным училищем №11, Профессиональным училищем №29, Профессиональным лицеем №26; Сарапульским техникумом машиностроения и информационных технологий, Сарапульским политехническим колледжем, Сарапульским техникумом пищевой промышленности, Сарапульским педагогическим колледжем, Сарапульским медицинским училищем; Сарапульским политехническим институтом.

 Предпрофильная подготовка включает в себя также формирование портфолио учащихся.

На наш взгляд, портфолио является не только современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. И как результат - способствовать повышению качества образования в целом. 

Но самое главное, портфолио приобретает личностный характер и служит средством профессионального самоопределения школьников.

Формирование портфолио можно условно  подразделить на 4 этапа.

I этап

1-4 кл. – титульный лист, фотография, биография, генеалогическое дерево, лист успеваемости, сертификаты достижений.

II этап

5,6 кл. – сертификаты достижений.

III этап

7,8 кл. – результаты диагностики интеллектуальных способностей, особенностей характера, сертификаты элективных курсов.

IV этап

9-11 кл – рекомендации педагогического консилиума, сертификаты элективных курсов, результаты итоговой аттестации, жизненные планы.

В течение недели профориентации в школьной библиотеке работает тематическая выставка, организуемая заведующей библиотекой Трухиной М.М. 

 Ежегодно на базе Центра Занятости населения проходят профконсультации будущих выпускников. Кроме того, выпускники школы принимают участие в Ярмарках учебных мест,  которые проходят весной.

     В течение всего учебного года в школе работает стенд «Кем быть?» На нем отражается информация о профессиональных праздниках, которая еженедельно обновляется. Причем данная информация соответствует реальному времени и содержит историю возникновения праздника и описание профессии.

Кроме того, на стенде размещается материал об учебных заведениях города, республики и России, который помогает учащимся определиться с выбором учебного заведения профессионального образования. На стенде также имеется рубрика «Мир профессий», где даётся описание различных специальностей. Особое внимание уделяется редким и новым профессиям.

 Итак, уточним временные рамки этапов профессионального самоопределения: с 1-11кл.–предпрофильная подготовка, 10-11кл.-  профильное   обучение.

 На основании общественного запроса в школе были созданы два профиля, наиболее актуальные на сегодняшний день: естественно-математический и социально-экономический. Школа ориентируется, в первую очередь, на региональные вузы: Удмуртский Государственный университет (УдГУ), Ижевский Государственный Технический университет (ИжГТУ), Ижевскую Государственную Сельскохозяйственную академию (ИжГСХА), Ижевскую Государственную Медицинскую академию (ИГМА), поскольку они пользуются у выпускников наибольшей популярностью.

         Поступая в вузы, большинство выпускников подтверждает правильность выбранного профиля.

 

                  2007-2008 уч. год        2008-2009 уч. год      2009-2010 уч. год

           

Про-филь

Кол-во

уч-ся

Кол-во

уч-ся, продол-

живших

обучение

по

данному

профилю

%

Кол-во

уч-ся

Кол-во

уч-ся, продол-

живших

обучение

по

данному

профилю

%

Кол-во

уч-ся

Кол-во

уч-ся, продол-

живших

обучение

по

данному

профилю

%

Естест-венно-

матема-тиче-ский

25

19

76

14

5

36

18

12

67

Соци-ально-

эконо-миче-ский

---

---

---

---

---

---

24

18

75

 

Рисунок4.jpg


Основная задача школы в направлении профессионального самоопределения учащихся заключается в верном определении учениками своей будущей профессии. За последние 3 года 67 % выпускников выбрали учебные заведения по профилю.          

Роль школы в самоопределении школьников сыграна. Дверь в будущее учащимся открыта, и что же дальше? Как оценить, все ли было предусмотрено школой, все ли было сделано для того, чтобы помочь учащимся в осмысленном, грамотном выборе будущей профессии? Как сложилась их дальнейшая судьба, успешно ли прошло профессиональное становление и реализовались ли наши учащиеся в своей будущей профессии?

 Рисунок5.jpgПроследить правильность профессионального выбора учащихся в рамках школы невозможно, ведь дети поступают в учебные заведения профессионального образования (начального, среднего и высшего уровней) после школы. Но результаты деятельности педагогов и родителей по профессиональному самоопределению школьников необходимо отследить. Как это сделать? Поступление учащихся в то или иное учебное заведение после школы нетрудно определить, собрав с помощью классных руководителей сведения о продолжении образования выпускниками. Но это только начало работы по отслеживанию результатов проекта.

А как определить, закончили ли выпускники выбранное учебное заведение, Рисунок6.jpgработают ли они по специальности, нравится ли им своя профессия, смогли ли они реализовать себя в ней? Для того, чтобы узнать все это, в нашей школе проводится вечер встречи выпускников.

Верность выбранного образования можно выяснить у выпускников через 5 лет после окончания школы. Верность выбранной профессии – через 10 лет. Карьерный рост – через 15 лет. 

Поэтому наш вечер встречи объединяет «юбилейных» выпускников.

Подготовка к вечеру встречи проходит несколько этапов. В процессе подготовки мы выясняем, кем в школьные годы хотел стать выпускник, какое учебное заведение он закончил, работает ли по специальности.

 Рисунок49.jpgТаким образом, мы имеем возможность отследить реализацию в профессии наших выпускников. И хотя эта перспектива долгосрочная, она позволит нам выявить результаты проекта по профессиональному самоопределению учащихся и добиться главной цели – верного выбора профессии, и самореализации в ней наших выпускников.